После остановки очистных сооружений на Красной горе в феврале 2016 года, об этом говорили больше, чем сегодня. Жители писали письма, местные власти обещали решить проблему. В пруду погибла рыба, летом запах стоит на весь поселок. Когда наконец заработают очистные выясняли корреспонденты “Бахмут IN.UA”.
Очистные сооружения в поселке Красная Гора находились на балансе завода стеновых материалов. Их обслуживало предприятие «Красногорэнерго», как его называют местные жители «предприятие в предприятии». Услугами очистных сооружений пользовались семь многоквартирных домов и заводоуправление. После того, как завод обанкротился, дальнейшая судьба очистных перестала волновать его руководство. Завод не работает уже больше трех лет, огромные долги по заработной плате остались не погашенными – работники ничего не смогли сделать, даже имея на руках решения суда о взыскании долгов. Директор предприятия уехал из города, решать проблему по восстановлению работы очистных стало не с кем.
Первые проблемы начались в феврале 2013 года, когда работники, не получающие зарплату больше года, не вышли на работу в знак протеста, и работа очистных остановилась. Местные и областные власти вели переписку и переговоры с собственником, который тот момент желал быстрее избавится от этого объекта, но не готов был соблюдать процедуру передачи в коммунальную собственность. В отстойниках стали накапливаться нечистоты, сооружения были затоплены, а вода с канализационных коллекторов начала поступать на территорию поселка.
Екатерина Ковальчук, квартальная поселка и бывшая работница очистных сооружений рассказывает, что жители Красной Горы неоднократно обращались в разные инстанции с просьбой решить вопрос о работе очистных. Но, на протяжении уже более трех лет, проблема продолжает существовать.
«Мы обращались с просьбами и в городской совет, и в областной, и в санэпидемстанцию, и в различные экологические организации. Пока продолжаем жить так, помощи не от кого не получили. Экологи приезжали, проблему зафиксировали и уехали, директора нет – решать такие вопросы некому. А люди живут и мучаются: канализационные колодцы постоянно забиваются, стоки текут прямо по улицам поселка, летом находится в низине поселка невозможно, так как в воздухе витают аммиачные пары» – рассказывает Катерина.
Все жители села вспоминают свой чистый, ухоженный пруд, где водилось много рыбы, жили черепахи и обитали даже красавцы лебеди. Сейчас это стоячая вода с темно-зеленым цветом и дурным запахом, где погибла вся рыба, а лебедей экологи перевезли в другой пруд.
Жительница поселка Павлина Алешина живет в доме, около ставка, в который сбегают стоки. За три года после остановки очистных пенсионерка натерпелась многого.
«Вся гадость с поселка стекает на мою улицу, канализационные люки забиваются, вода бежит ко мне в огород. Когда на улице стоит жара – невозможно дышать. Я сама лично писала обращение в городской совет Бахмута, на имя Жеребятьевой. Мне ответили, что они занимаются этим вопросом, но решения никакого не нашли» – говорит пенсионерка.
Александр Манжула, заместитель начальника Артемовского филиала главного управления Донецкого областного лабораторного центра МОЗ Украины, объясняет, что их учреждение лишили многих функций и они не могут осуществлять контроль за данной проблемой.
«Наши функции переданы другим организациям, поэтому у нас нет возможности контролировать ситуацию по Красной Горе» – говорит Манжула.
Специалист Государственной экологической инспекции Донецкой области Наталья Контарева говорит, что их функция в первую очередь осуществлять контроль за деятельностью предприятий, а сейчас, когда на проверки в зоне АТО объявлен мораторий, то и этой возможности контролировать воздействие на экологию в регионе их лишили. Работать могут только по заявлениям и жалобам. По ее словам, за состояние экологии в первую очередь отвечают местные власти. По Красной Горе в их инспекцию за последние два года обращений не было. Контарева рассказала, что изменились не только условия работы, но и их база. Инспекция оставила все основные фонды в Донецке. Ближайшая лаборатория, где можно провести анализ воды находится в Константиновке. Из нашего региона под постоянным наблюдением находится состояние воды в Бахмутке. Никаких значительных превышений нормы за последнее время экологи не выявили.
О том, что не рабочее состояние очистных сооружений в поселке и сброс канализационных стоков в местный пруд, привело к экологической катастрофе, понимают все представители местной власти. Но признаваться в этом никто не собирается. Ирина Титченко, специалист по экологии Управления экономического развития Бахмутского горсовета, утверждает, что ни какого отрицательного влияния на природную среду отсутствие очистных сооружений в поселке Красная Гора не оказывает.
«Все службы отчитываются, а санэпидемстанция сдает отчеты еженедельно, и согласно показателям отчетов ситуация по экологической обстановке в городе, а также в поселке Красная Гора в норме» – говорит Титченко.
Руководитель экологической городской организации “Мама 86” Галина Олейникова говорит, что проблемы на Красной горе связанные с предоставлением услуг коммунальных населению начались после того, как Завод стеновых материалов решил снять со своего баланса все обслуживающие организации. Владелец предприятия являлся чиновником облгосадминистрации, поэтому на многие нарушения закрывала глаза, как местная так и областная власть.
“Чтобы избавиться от экологических проблем громаде нужно сплотится, совместно с органами власти и водоканалом создать комиссию, чтобы мониторить состояние окружающей среды, или найти такую комиссию действующую в области. Получив актуальные данные исследования, комиссия определяет поэтапные пути решения проблемы. Если запах постоянный, и власти никак не решают эту проблему, нужно подавать в суд на бездействие властей. Причем не выход – судиться только ради денежной компенсации. У власти следует требовать создания действенного механизма контроля за состоянием окружающей среды”, – считает Олейникова.
В январе 2016 года на сессии Бахмутского горсовета приняли решение о приеме земель и сооружений под очистными на баланс города. Ковальчук считает, что если бы не высокий земельный налог владелец предприятия так бы и не вышел с инициативой по решению этого вопроса.
В Управлении городского хозяйства и капитального строительства рассказали, что техническая документация уже разработана.
Роман Ованесов, разработчик проекта реконструкции очистных на Красной Горе, директор ЧП «Бахмут проект» объяснил, как будет происходить реконструкция очистных сооружений, и чем принципиально будет отличаться механизм очистки.
«Реконструкция будет включать в себя покупку нового оборудования, ремонт самого резервуара, ремонт зданий заводоуправления и производственно-вспомогательного, которые находятся в хорошем состоянии. Очистка будет происходит за счет бактерий, которые вживлены в полиэтиленовую оболочку. Выглядят они, как полипропиленовая гранула или пенопласт, где находятся коконы этих бактерий. Материал продается в высушенном состоянии, что позволяет сохранять его достаточно долго. Когда загрузочный материал поступает в систему очистки, происходит оживление бактерии. В системе происходит процесс нитрификации, и денитрификации. То есть, бактерии, поглощая мочевину и азотистые соединения, выделяют нитраты, а другие бактерии, уничтожают эти нитраты, чтобы они не оставались в воде. После всего остается только кислород, поступающий в атмосферу» – объяснил Роман.
У жителей поселка Красная Гора появилась надежда. Осталось дело за малым – дождаться выделения денежных средств для выполнения работ.
Начальник Управления экономического развития Марина Юхно отметила, что в горсовете готовы вносить проект в городские программы на 2017-й год. Если под реконструкцию будут выделены деньги, успешно пройдут процедуры выбора подрядчика и сама реконструкция, то к концу 2017 года на Красной горе заработают очистные.
При этом технический директор Украинского научного института технической экологии Лина Пющакова говорит о постоянных остатках на счетах экологического фонда области:
“Имея огромные средства на счетах руководство области доводит ситуацию с очистными сооружениями к катастрофе. В последнее время средства эко-фонда не используются. Динамика остатков неиспользованных средств областного экологического фонда такова: на начало 2014 – 202 миллиона гривен, на начало 2015 года – 244 миллиона гривен, на начало 2016 – 143 миллиона гривен”.
Проект осуществляется при финансовой поддержке
Правительства Канады через Министерство международных дел Канады