В Украине сейчас существует смешанная выборная система. Избиратели выбирают своих депутатов по мажоритарной и пропорциональной системе, как на государственном так и на местном уровне. Какая система подходит украинским избирателям рассуждали эксперты, юристы и депутаты Бахмутского городского и районного совета.
Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки. Мажоритарная система кажется более демократичной, но подходит для тех стран, где есть развитая демократия, присутствует конструктивное понимание и политические силы движутся в одном направлении. Для сегодняшнего политического положения в Украине – пропорциональная система более выгодна, считает Игорь Гаевой, старший преподаватель “УИПА” по правоведению.
«Мажоритарная система выгодна тем, что выбирается конкретный человек и казалось бы, депутат несет ответственность перед своими избирателями. Но, к сожалению, в нашем законодательстве никогда не было прописано норм, позволяющих воздействовать на депутата или отзывать своего депутата. Как правило, лишь в начале своей деятельности депутаты изображали из себя ответственных лиц, а позже они забывали о своих избирателях. Пропорциональная же система должна работать только с открытыми списками. Сейчас, избиратель, голосуя за партию, порой ничего не знает о ее представителях, занесенных в партийные списки для выборов» – говорит Игорь Гаевой.
Что думают о реформе избирательной системі Украины депутаты Бахмутского городского и районного совета
Депутат городского совета Ольга Капленко:
“С 90-го года я избираюсь депутатом городского совета. За пять созывов только раз проходила по партийным спискам от “Партии Регионов”. В остальных случаях по мажоритарке, по одному и тому же округу. Я знаю людей, они знают меня. Я знаю территорию и проблемы: где, какую яму нужно залатать или дерево срубить. Когда человек закреплен за округом, у него больше ответственности перед людьми”.
Депутат Бахмутского райсовета Эдуард Акименко:
«Этой зимой, во вновь образованной громаде – Соледарской, будут проходить местные выборы. Избиратель голосует за человека, которого знает и к которому он, потом уже, как к депутату, сможет обратиться. Это правильно, честно, демократично. И я думаю, что следующие парламентские выборы будут тоже проходить по открытым спискам».
Секретарь Бахмутского городского совета Светлана Кищенко:
“Почему я должна идти от какой-либо партии, в первую очередь я должна представлять интересы своих избирателей. Чтобы депутат прошел по мажоритарной системе, он должен обойти весь округ, познакомиться с избирателями. Депутат местного совета, прежде всего, занимается проблемами инфраструктуры – дороги, крыши, канализация и так далее. Может быть, для областного и республиканского уровня вариант партийных списков более подходящий”.
Мнения экспертов по избирательному законодательству
Введение открытых списков в пропорциональной системе голосования поддерживает и Евгений Радченко, эксперт Венецианской Комиссии и Реанимационного пакета реформ.
«Открытые списки – это самое лучшее воздействие против подкупа избирателей. На уровне небольшого округа организовать подкуп реально, а, например, на уровне области, просто невозможно. Открытые списки позволят развить здоровую конкуренцию среди кандидатов на одном округе и даже в одной партии, и отсеять технических кандидатов» – объясняет Евгений.
Евгений Радченко является одним из разработчиков законопроекта «Про выборы народных депутатов Украины». Вообще, на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрировано три законопроекта и два кодекса о выборах. Законопроект, над которым работал Радченко, дает возможность избирателям выбрать партию и конкретного кандидата в региональном списке. Также, Радченко считает, что денежный залог должен составлять около пяти миллионов гривен, сечас по Закону залог – даже менее двух миллионов гривен.
«Государство расходует очень большие деньги на проведение выборов – регистрация кандидатов, изготовление бюллетеней, организация работы комиссий. Высокий залог не позволит политическим партиям злоупотреблять техническими партиями, двойники не смогут оттягивать голоса от реальных кандидатов» – объясняет Евгений.
Тенденции в избирательной системе журналисты сайта “Бахмут IN.UA” попросили прокомментировать аналитика Донецкой областной организации «Комитет избирателей Украины» Романа Кисленко.
“Если говорить о местном уровне, то попытка перейти на пропорциональную систему и исключить самовыдвижение уже была на выборах в местные советы в 2015 году. На национальном уровне пропорциональная система с открытыми списками имеет ряд важных преимуществ. В первую очередь – это снижение партийной коррупции, никто не знает, кто и как попадает в списки партии. Во-вторых, при мажоритарной системе теряется много голосов избирателей, и этого можно избежать. Но дискуссия по избирательной реформе продолжается и на сегодня рассматривается вариант того, чтобы в списках были и независимые кандидаты”, – рассказал Роман.
По мнению аналитика самое время задуматься не только форме выборной системы, но и разработать Кодекс законов о выборах, где бы отдельно были представлены разделы по выборам президента, народных депутатов и выборов местного уровня.
«Нам нужно думать о создании стабильной избирательной системы. По факту, с каждыми новыми выборами, партийные элиты переписывают законодательство под себя. Каждый раз устанавливают новые правила, что отпугивает и запутывает избирателей. Сейчас в Верховной Раде создана рабочая группа, которая после изучения поданных законопроектов будет разрабатывать и подавать рекомендации», – пояснил Кисленко.
Говоря о последних местных выборах, Роман Кисленко говорит, что произошла подмена мажоритарки – по сути была введена пропорциональная система с закрытыми списками. При победе в округе, кандидат может не пройти в раду, если партия не преодолеет барьер, что не отражает волеизъявления.
“Такая модификация пропорциональной системы, которую ввели на законодательном уровне в 2015 году не является классической и ее нужно менять, это подмена понятий. Нужны открытые списки и понятная избирателям избирательная система”, – подвел итог Кисиленко.
Анализируя прошедшие местные выборы в городах и районах, Петр Тутов, политолог, эксперт по экономико-правовым вопросам, депутат Бахмутского горсовета первого созыва, согласен, что необходимо менять процедуру выдвижения кандидатов внутри партий и открывать партийные списки.
«В 2015 году выборы в городах и районах впервые были проведены по партийным открытым спискам. В результате большинство местных представительств партий из-за своей малочисленности и низкой поддержки избирателями в выборах участие не принимали и своих кандидатов не выдвигали. Это естественно, так как на местном уровне фактически отсутствуют реальные партийные структуры, которые пользуются доверием людей, а назначенных сверху местных лидеров партий, практически, никто и не знает. В свою очередь, это привело к определенным манипуляциям с партийными списками. Например, от Оппозиционного блока на местных выборах в районе все кандидаты, включая лидера партии, вошли как беспартийные. В их списках оказались родственники, кумовья, друзья «лидеров» местных ячеек и руководителей района. Партийные списки формировались на усмотрение руководителя, не по внутрипартийному рейтингу, а по алфавитному списку. В результате от партий, которые прошли проходной барьер, в депутаты по квоте, попали люди далекие как от политики, так и от общественной и управленческой деятельности. А это качество работы совета» – объясняет Тутов.
Несомненно, закон о выборах должен быть понятен, прозрачен и представлять интересы избирателей, а не правящих элит. Для избирателя важно видеть достойных представителей громады, как в местных советах, так и в Верховной Раде. Ведь именно им с учетом пожеланий громады предстоит принимать программы развития, обеспечивать эффективное управление коммунальной собственностью, принимать бюджет и контролировать его исполнение.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.