Пользователи индивидуального отопления, которые в этом году сэкономили энергоресурсы и не выбрали, положенные субсидией кубометры газа и киловатты электроэнергии, смогут получить денежное возмещение стоимости 100 кубометров газа, не зависимо от того, сколько удалось сэкономить. Наши журналисты разбирались, какой должна быть «честная» монетизация, и что об этом думают бахмутчане.
Необходимость в монетизации субсидий с одной стороны вызвана требованиями МВФ, а с другой растущими затратами государства на выплату субсидий. Если сравнивать данные расходы за четыре месяца 2014 и 2017 года (с 1 января по 1 мая), которые нам предоставили в Управлении труда и социальной защиты Бахмтского горсовета, затраты государства на оплату субсидий в Бахмутском горсовете возросли почти в 15 раз!
В 2014 году субсидии получали 9133 семьи на сумму 9,8 миллионов гривен В Бахмутский горсовет, на тот момент входили города Часов Яр, Соледар и Бахмут
В 2017 году субсидии получают 20985 семей в Бахмуте на сумму 146 миллионов гривен Соледар и Часов Яр в связи с объединением громад уже не входят в состав Бахмутского горсовета.
|
В текущем году только за два месяца отопительного сезона Казначейство выплатило более половины заложенной в бюджете на субсидии суммы – 26,285 с 47, 073 млрд гривен. А еще должны быть выделены средства на 4 месяца отопительного сезона (март, 1 \ 3 апреля, 2 \ 3 октября, ноябрь-декабрь), поэтому при нынешних темпах выделенных средств точно не хватит.
«Несколько лет назад потребитель платил за предоставленные коммунальные услуги 10-20% от их полной стоимости, и не задавался вопросом экономии ресурсов. Всемирный банк и международное сообщество настаивали на том, чтобы стоимость энергоресурсов была приведена к рыночной, и система начала функционировать прозрачнее, в частности благодаря нивелированию схем, по которым определенные игроки рынка имели возможность наживаться. Тогда мы были наиболее энергонеэффективной страной Европы, и ситуация особо не изменилась до сих пор. Тарифы изменились, но наша политика в сфере энергоэффективности нет. Ведь средства тратятся не стратегически, чтобы улучшить состояние ЖКХ, а тактически – чтобы спасать критическую ситуацию», – объясняет Анна Шумейко, экспертка Национального экологического центра Украины.
Чтобы пояснить на какие шаги идут другие государства, чтобы заставить граждан экономить, экспертка приводит в пример опыт Бразилии, где в 2001 году из-за потребности в экономии электроэнергии власть применила систему мотивации для потребителя. Государство платило потребителям, которые начали потреблять меньше энергии и штрафовать тех, кто не уменьшал потребления. Эта политика позволила сократить потребление на 25%, но даже когда выплаты со стороны государства прекратились, и ситуация выровнялась – люди продолжили потреблять энергию на уровне 75% от предыдущего в течение четырех лет. Ведь они привыкли экономить, имели стимул и поняли, что могут потреблять, а, следовательно, и платить меньше.
Кроме того, постоянная задолженность по субсидиям перед обслуживающими жилой фонд организациями (ЖЭКами) не дает возможности вовремя выполнять план ремонтов, приобретать материалы. В конце 2016 года начальник ЧП «Наш дом плюс» Александр Черненко заявлял, что из-за задолженности по субсидиям не смог выполнить ремонт на 4 миллиона гривен.
На 1 мая в Бахмуте задолженность перед коммунальными предприятиями и ОСМД кредиторская задолженность за субсидии и льготы составляет 157,4 миллионов гривен. Начиная с февраля предприятия не получили ни копейки, а сумма субсидий покрывает около 60-70% общей стоимости услуг.
72,3% семей в Бахмуте получают субсидии средним размером 1791 гривны |
«Это стимулирует меня максимально внедрять энергоэффективные технологии, мы заменили все светоточки в местах массового пользования и экономим около 50 тысяч гривен в месяц. Мы максимально минимизировали затраты на содержание административного здания – установили твердотопливный котел», – добавил Черненко.
Но, то количество средств, которое не доплачивает государство и абоненты, образуя долги, могли бы пойти также пойти на энергоэффективные мероприятия в жилом фонде.
«Я считаю, что в государстве нет стратегии в отношении жилищно-коммунальной сферы. Все эти вопросы нужно решать комплексно, рассматривая монетизацию субсидий, нужно также не забывать о внедрении эффективного способа борьбы с должниками. Я был поражен опытом Турции, там практически нет этой проблемы. Если хозяин квартиры в определенный срок не уплачивает квартплату, его квартиру продают на аукционе, из этой суммы уплачивают долг, а остальное возвращают бывшему владельцу жилья. И люди в первую очередь платят за коммуналку, а у нас в основном не платят те, у кого есть возможность и они могут заплатить в любой момент», – говорит Черненко.
Директор ЖЭКа также считает, что при введении монетизации нужно создать такие условия, чтобы люди не могли потратить эти деньги на другие нужды. То есть эти средства должны иметь целевой характер.
Первый шаг, который Кабмин уже сделал в попытке монетизации субсидий – это возвращение стоимости 100 кубометров газа.
«Частина невикористаної суми субсидії для відшкодування витрат на оплату послуг з газо-, електропостачання для індивідуального опалення, що в еквіваленті не перевищує вартості (станом на 1 травня нового неопалювального сезону) 100 куб. метрів природного газу або вартості 150 кВт•г електричної енергії (в разі використання природного газу/електричної енергії для індивідуального опалення), перераховується на особовий рахунок одержувача субсидії в банківській установі або виплачується через відділення поштового зв’язку ПАТ “Укрпошта” на підставі списків таких осіб, які подаються до 1 червня поточногороку підприємствами — виробниками/виконавцями послуг з газо-, електропостачання в паперовому та електронному вигляді структурному підрозділу з питань соціального захисту населення та в яких зазначається сума невикористаної субсидії. Перерахування частини невикористаної субсидії на особовий рахунок одержувача субсидії в банківській установі або виплата її через відділення поштового зв’язку ПАТ “Укрпошта” здійснюється структурним підрозділом з питань соціального захисту населення на підставі особистої заяви одержувача, поданої до 1 вересня поточного року. Структурний підрозділ з питань соціального захисту населення повідомляє одержувачу субсидії про необхідність подання зазначеної заяви». Постанова КМУ від 26 квітня 2017 р. № 300. |
Часть неиспользованной суммы субсидии в эквиваленте, который не превышает стоимости 100 кубометров природного газа или стоимости 150 кВт/ч электрической энергии, перечисляется на лицевой счет получателя субсидии в банковском учреждении или выплачивается через отделения почтовой связи ПАО «Укрпочта» на основании списков таких лиц, которые подаются до 1 июня текущего года предприятиями-производителями/исполнителями услуг по газо-, электроснабжению в бумажном и электронном виде.
Но, во-первых, это касается только одного вида услуг – индивидуального отопления, а во-вторых, фиксированная сумма является сомнительным мотивом. Не зависимо от того, сколько будет сэкономлено – вернут только 700 гривен. В опросе жителей Бахмута хозяева частных домов говорили, что они не то, что экономить не могут, им не хватает установленных норм и они постоянно доплачивают.
По информации Управления труда и социальной защиты, за четыре месяца этого отопительного сезона количество неиспользованного газа, которое вернется на счет государства в денежном эквиваленте составит 304,2 тысячи гривен. Количество пользователей индивидуального отопления в частном секторе и многоквартирных домах составляет около 8,5 тысяч семей.
В видеоопросе бахмутчане в большинстве положительно оценивают монетизацию субсидий, как возможность сэкономленные деньги потратить на потребности семьи или утепление дома. Люди считают, что систему монетизации нужно продумать таким образом, чтобы деньги, выделяемые на субсидию, нельзя было потратить на другие потребности.
На сегодня процесс получения субсидий упрощен максимально. Для повторного получения не нужно вновь подавать заявление, назначение субсидии проходит без участия заявителя при условии отсутствия изменений в семье.
Как в Управлении труда проверяют доход семьи и соответствует ли он действительности, мы спросили у начальника отдела принятия решений по назначению денежных выплат и компенсаций Галину Стригунову.
«Что касается доходов, то мы запрашиваем информацию в Государственной Фискальной Службе, Пенсионном Фонде и Центре занятости, если это студенты, то в учебных заведениях. Если человек работает в другой стране или нелегально, мы не можем это проверить, просто на не работающих в расчет берем два прожиточных минимума», – рассказала Стригунова.
По мнению специалиста УТиСЗН, для монетизации льгот необходимо создать единую базу и наладить электронный обмен с коммунальными предприятиями, предусмотреть не только целевой процесс использования субсидий, но и самому государству наладить процесс расчета «живыми» деньгами. Ведь сейчас платежи проходят взаимозачетами.
В Кабмине понимают, что новую систему можно будет построить только через несколько лет. Сейчас государство не возмещает компаниям стоимость субсидий, а это 52 миллиарда гривен. В свою очередь производитель не платит в бюджет столько же налогов. Именно такой непрозрачный механизм, по мнению экспертов, и приводит к постоянному росту стоимости коммунальных услуг.
В Европе также работают механизмы поддержки уязвимых категорий граждан. По данным исследования аналитического центра DiXi Group, в ЕС чаще всего используется механизм ограниченных отключений за неуплату за использованные энергоресурсы, который не предусматривает какую-либо финансовую поддержку потребителя со стороны государства, а имеет индивидуальный подход к потребителям. Как сообщают аналитики движения «Сильніші разом», также распространены льготные тарифы на энергоресурсы и адресные социальные выплаты незащищенным категориям граждан страны (определяется законодательством каждой страны). Реже используются механизмы защиты уязвимых потребителей, такие как бесплатные базовые пакеты энергоресурсов (Греция и Ирландия) и бесплатная замена неэффективных базовых приборов (Франция и Бельгия).
Президент Центра Глобалистики “Стратегія ХХІ”, внештатный эксперт по вопросам энергетики Центра Разумкова, Михаил Гончар рассказал, что в странах ЕС, где тоже есть нуждающиеся в помощи государства люди, субсидия назначается в монетизированном виде. Потребитель получает карточку, на которую ему ежемесячно поступают суммы субсидий, их тратят целевым методом – только на приобретение необходимого энергоресурса – газа, угля или дров в зависимости от потребности. Если эти деньги в отопительный сезон не использовались (была теплая зима), они переходят на следующий сезон. Поэтому люди заинтересованы экономить. Но и проверка граждан на необходимость получения помощи, там намного жестче.
Когда государство перейдет на полную монетизацию, сейчас сложно предсказать, в изменениях Кабмина, которые вышли в конце апреля, даже нет срока, когда население получит эти сэкономленные 700 гривен. По требованиям МВФ реформирование должно было произойти уже в сентябре 2017 года, но этот срок станет только началом реформы.
Но уже сегодня бахмутчанам можно получить так называемый «Теплый кредит» на замену котла, окон, дверей или утепление дома, причем беспроцентный, для того, чтобы экономить ресурсы и свои средства в будущем.