Коммунальное предприятие «Бахмут-Вода» объявило об очередном повышении тарифа на воду, который составил почти 39 гривен потребителей с центральной канализацией. Почему при постоянном вложении бюджетных средств тариф продолжает расти и как проводилось общественное обсуждение, на котором «не было замечаний» мы узнавали у заместителя директора по финансам и сбыту КП «Бахмут-Вода» Дмитрия Подкуйко.
Почему тариф повысился так значительно, за каждый кубометр воды жителям с центральной канализацией нужно заплатить на 12 гривен больше?
Прошлый тариф покрывал расходы на 60-70%. Мы не рассчитывались в полной мере за покупную воду, задерживали зарплату. Если бы все затраты мы выплачивали вовремя, предприятие нужно было бы закрыть.
Пользователи Фейсбука негативно отреагировали на повышение стоимости воды. Журналистка Гаяне Авакян опубликовала на своей странице мем.
«Бахмут-Вода» – коммунальное предприятие, основные фонды которого принадлежат громаде. В предприятие постоянно вкладываются бюджетные средства, то есть деньги налогоплательщиков, а тариф постоянно растет. Как Вы можете объяснить это жителям громады?
Система электросетей при аварии позволяет экстренно отключить подачу энергии – все автоматизировано, линии находятся на поверхности. У нас все намного сложнее – не всегда видно порывы, так как сети под землей. Отрасль сложная. Кроме того, не корректно сравнивать стоимость воды в разных городах, так как она зависит от протяженности сетей, стоимости покупной воды, наличию на балансе фильтровальных станций. Например, в Краматорске протяженность сетей почти такая как у нас, но при этом у них в два раза больше потребителей. Это говорит о том, что у них себестоимость почти в два раза меньше чем у нас. У нас на 1 км сетей приходится 128 жителей, а в Краматорске – 266. В расчете на одного жителя содержание сетей более чем в два раза выше .
49% сетей, которые мы имеем на балансе, отработали свой ресурс, на них амортизация не начисляется. И это при том, что постоянно происходят замены водоводов, но в сумме за эти годы мы заменили не больше 10-15%. Заменить 1 км водовода стоит несколько миллионов гривен, а нужно заменить 250 км. Доход предприятия в месяц 4-5 миллионов гривен, из которых нужно заплатить за покупную воду 1,7 млн, электроэнергию – 1,2 млн, налоги (НДС, ЕСВ, Спецводопользование, Налог на недра) – в среднем 800 тыс. в месяц, зарплату – 2,1 млн. Вот теперь и считайте, сколько остается средств на ГСМ, материалы. За собственные средства у нас получается лишь менять самые аварийные участки малой протяженности. Если бы не помощь местного и государственных бюджетов, то ни о каких реконструкциях, модернизациях и говорить бы не пришлось.
Если бы мы не работали над понижением потерь на протяжении последних пяти шести лет, тариф был бы еще выше, причем значительно. Есть города, у которых себестоимость воды 50-55 гривен. У нас потери снижаются, но это долгий и дорогостоящий процесс.
А сколько сейчас составляют потери воды?
Потери воды по итогам 2019 года составили 35%. Если взять для сравнения 17-й и 16-й год потери составляли до 60%. Огромная работа проводилась по учету потребляемой воды (устанавливали индикаторы магнитного поля и будем продолжать это делать) и меняли аварийные водоводы.
Заместитель городского головы Александр Стрющенко заявил сайту 06274, что «Бахмутский горсовет поддерживает экономически обоснованные тарифы, представленные коммунальным предприятием, а 24 января на общественных обсуждениях данного вопроса замечаний также не было». Как проходили эти обсуждения, как жители города могли о них узнать?
Порядок открытых обсуждений тарифов регламентируется не Законом о местном самоуправлении, это не общественные слушания, а постановлением 866 НКРЭКУ. Порядок не требует публикации в СМИ. По Закону объявление должно быть опубликовано на сайте лицензиата, мы уже так пять лет публикуем объявления на своем сайте – Аbonentinfo. Желающие могут заранее сообщить нам и принять участие, но, чтобы вы понимали открытое обсуждение – это не общественные слушания! Это не утверждение тарифа, голосования «за» и «против» оно не предполагает.
Скрин с сайта КП “Бахмут-Вода”.
Если во время обсуждения от заявивших заявление на участие поступили бы какие-нибудь предложения или возражения, то мы обязаны бы были их озвучить на открытом заседании НКРЕКУ, к слову, при проведении открытых обсуждений, к нам приезжает уполномоченный представитель НКРЕКУ. К нам ни разу никто даже не подавал заявку и соответственно не приходил. А потом, лишь, после проведения и опубликования протокола обсуждения начинали поступать жалобы, письма на предприятие. Получается, что когда мы приглашаем – никто не приходит, а когда публикуем результаты – появляется масса недовольных.