Общественный медиапортал “Бахмут IN.UA” работает с марта 2015 года. Накануне своей годовщины редакция сайта приняла участие в проекте “Донецкого института информации”, который исследует развитие независимых СМИ на Донбассе.
В интервью с редактором сайта Анной Боковой журналист “Донецкого института информации” Наталия Казённова говорила о планах и развитии журналистики на Донбассе.
История создания
«Бахмут.in.ua» начинался с волонтерства, когда проукраински настроенное население города поняло, что нужна помощь солдатам, переселенцам. Постепенно формировались общественные организации, появились движения. Возникла необходимость рассказывать о своей деятельности и информировать о событиях. В то время я состояла в организации «Бахмут украинский». Сайт появился при поддержке грантовой программы от Международного фонда «Возрождение».
Не все получилось, как мы хотели. Я представляла командную работу, но какое-то время была редактором и журналистом сайта в одном лице. Сама наполняла, определяла, что важнее. Понятно, что это не может быть объективно, охватывать все информационное поле. К тому же, в процессе работы я понимаю, что быть редактором, формировать политику, работать оперативно нереально. Сейчас у меня есть помощник Алена Щекодина. Есть еще люди, которые хотели бы учиться.
Редакционная политика
Почти год мы работаем как волонтеры. Конечно, хотелось бы развития общественного медиапортала. Есть два пути: привлечение грантовых средств и волонтеров, чтобы в штате работали 10-15 общественных журналистов. Они бы писали в свободное время, но были достаточно мотивированы, чтобы выпускать 2-3 материала в неделю.
Для меня основной приоритет – набрать группу журналистов, общественно активных людей, которые хотели бы работать в этой сфере, активно освещать события и расти профессионально.
К молодым журналистам сейчас предъявляют высокие требования – быстро монтировать, снимать. Специалист должен быть многогранным. Этому можно легко и быстро обучить, дать какие-то основы. Это нужно делать. В маленьких городках теряется понятие журналистики как таковое.
Отношения с властью
Прямого давления нет. Но первое время нас вообще не приглашали на мероприятия. Приглашать начали совсем недавно. Просто игнорировали. Видимо, не понравились несколько материалов. Дело в том, что у нас война, умирают люди, куча проблем, а у нас, наверное, не было ни разу за полгода информационного дня.
Обычно он собирается, когда местная власть хочет рассказать, как хорошо работает, какие успехи. Много отчетов, информации. За эти полгода причин провести информационный день, что-то обсудить и рассказать был миллион. А первый информационный день собрали по поводу юбилея городского головы Алексея Ревы. Сначала прошли обычные мероприятия, а в конце включили поздравления мэру от депутатов.
Почему-то я сразу не соотнесла эти два события. Когда я это осознала, меня охватила такая горечь… Затем принесли эти розы. Это было настолько цинично сделано. Мы ни разу не говорили о том, что у нас война, сколько людей погибло вокруг Артемовска.
А в этом году у нас с первой сессии начал звучать гимн Украины. Меня это поразило и вдохновило.
Местная журналистика
В городе работают три сайта, но нет мотивации делать профессиональный контент. Нет мотивации писать необычные материалы на какие-то новые темы, искать подходы. Каждый сайт взял свою аудиторию и держится за нее.
Сейчас СМИ на Донбассе практически не зарабатывают. Экономика работает слабо, частный бизнес развивается плохо. СМИ, которые сейчас развиваются, живут за счет грантовых средств. Это хорошо, потому что так медиа могут быть современными, независимыми, интересными.
Я ни в коем случае не хочу обидеть своих коллег, которые зависят от владельца СМИ. Коммунальным СМИ также приходится зависеть от местной власти, о чем-то просить. Кого-то можно прижать, шантажировать, и они это прекрасно понимают.
Информационная политика
Мы прифронтовая зона, но местные СМИ не говорят о проблемах той стороны. Вроде мы рядышком, и надо бы об этом говорить и рассматривать с разных позиций. Но, к сожалению, даются информационные материалы, в которых нет разных позиций – власти, общественности, той стороны, этой стороны. Тогда происходит диалог внутри материала, и проблема вскрывается. Такое происходит очень редко. На это уходит много времени, нужна определенная мотивация.
Плюс мы столкнулись с такой проблемой: недавно хотели поучаствовать и сделать несколько материалов по Соглашению об ассоциации с ЕС. И понимаем, что на местном уровне вообще нет никакой информации. Мы обращаемся в местные органы власти, на нас смотрят большими глазами. Они об этом думают еще меньше, чем мы. У них другие приоритеты – гранты, огромные вливания, и они занимаются тем, что пишут программы, оформляют документацию, чтобы осваивать деньги. Никто не думает, что будет через 5-10 лет.