Реформу здравоохранения, закрепленную законодательно, ждут в первую очередь медики. Реформа предполагает автономизацию лечебных учреждений, которые станут коммунальными предприятиями и будут зарабатывать на свое содержание. Часть услуг войдут в базовый пакет гарантированный государством, часть официально станут платными.
Наряду с тем, что ст. 39 Конституции предусматривает бесплатное здравоохранение. Государство все меньше справляется с нагрузкой по обеспечению медицины бюджетными средствами. Чтобы снизить эту ношу, были введены платные услуги.
Государству не хватает денег на финансирование медицины
«Платные услуги для учреждений здравоохранения регламентированы постановлением Кабинета Министров № 1138. В прошлом году мы постарались максимально внедрить у себя весь возможный перечень платных услуг. Это и услуги повышенной комфортности (платные палаты), ординатура, профосмотры, освидетельствования. За оплату предоставляем физпроцедуры, массаж, диагностические услуги (компьютерная томография, УЗИ, маммография, эхокардиографию сердца)», – рассказывает главврач Бахмутской центральной районной больницы Светлана Мельникова.
За счет полученных от пациентов средств выплачивается зарплата специалистам, приобретаются расходные материалы. Платные услуги обеспечивают только 5% от потребности в обеспечении средствами. По состоянию на 2015 год потребность составляла 40 миллионов гривен в год, в спецфонд от платных услуг поступило около двух миллионов гривен.
Как сообщают в отделе здравоохранения, ознакомиться с полным перечнем платных услуг можно на сайте Бахмутского городского совета.
На протяжении последних лет объем выделенных бюджетных средств на ЦРБ не обеспечивает реальной потребности и покрывает в среднем это 40% от необходимого, что в основном расходуется на зарплату и энергоносители. За последние два года, после того как часть территорий Донецкой области попала под контроль оккупационных пророссийских властей, и перестала финансироваться из бюджета Украины, часть дефицита удавалось покрывать за счет перераспределения средств.
Тенденция к уменьшению объемов финансирования закрепилась и на первичном уровне. Главврач Центра первичной медико-санитарной помощи Светлана Шабалина заявила, что в 2016 году они обеспечены только на 30 %. При этом в амбулаториях в отличие от больниц нельзя оказывать платные услуги.
«В 2012 году стоимость лечения одного жителя обходилась бюджету в сумму около 180 гривен. В 2016 году по утвержденным расчетам мы получим около 152 гривен на пациента. При этом стоимость медикаментов выросла, зарплата выросла, энергоносители в несколько раз, то есть ни о каком оказании качественной услуги говорить невозможно», – признается Шабалина.
Главврач говорит, что экономить можно только сокращением вспомогательных должностей – управляющего состава.
Материальное обеспечение больниц и амбулаторий в Бахмуте
Несмотря на недостаток финансирования за счет бюджетных и благотворительных средств в городе производятся ремонты учреждений здравоохранения, создаются новые подразделения и оснащаются современным оборудованием.
За три года обеспеченность «первички» выросла в десятки раз.
«В 2012 году согласно табеля оснащения, обеспеченность составляла 2,8%, на сегодня – это 58%. За время существования Центра из девяти амбулаторий без ремонта осталось только три. В остальных мы заменили все коммуникации, чтобы минимизировать затраты на энергоресурсы, создали комфортные условия для пациентов и персонала», – рассказала Шабалина.
В ЦРБ открылось неврологическое отделение, были оснащены палаты реанимации и интенсивной терапии, проведены ремонты в отделениях и заменено оборудование.
Переход на новый уровень финансирования . Автономизация лечебных учреждений
Высокий уровень материального обеспечения медучреждений станет хорошей базой, после того как учреждения станут автономными. Таких изменений еще нет на законодательном уровне, но законопроекты внесены в Верховную Раду и прошли первое чтение.
Шабалина поясняет:
«Законом будет предусмотрен бесплатный перечень услуг, часть услуг будет на софинансировании при участии пациента, часть услуг будут платными. То есть нас подводят к тому, что нужно готовиться к введению страховой медицины».
При этом согласно законопроекту заказчиком услуги будет новый орган:
«Изучая законопроекты, я понимаю, что будет создано агентство, которое будет заказчиком медицинской услуги. То есть, изменится источник финансирования. Но для этого должен быть определен пакет гарантировано бесплатной помощи и единые стандарты учета стоимости услуг. На сегодня расчет производится по факту, а при дефиците бюджета услуга стоит минимум», – заявила главврач ЦРБ Светлана Мельникова.
С ЦРБ уже сотрудничают несколько страховых компаний:
«У нас заключены договора со страховыми компаниями. Есть такие пациенты, которым оплатили расходы по медикаментам, расходы на питание – 35 гривен в сутки, 60 гривен в день получает больница. На прошлой неделе таким образом пролечились четыре пациента пульманологического отделения».
Как элемент страховой медицины в городе создана благотворительная организация «Больничная касса». Инициатор создания Больничной кассы главный врач ЦПМСП Светлана Шабалина, называет эту благотворительную организацию формой страховой медицины с человеческим лицом.
«Здесь нет цели получить прибыль, наша задача снизить нагрузку на пациента и соблюдение протоколов. Чтобы каждый врач назначал только первостепенные аппараты»,
Сейчас в больничной кассе состоит 37 человек, первый страховой случай может быть оплачен с 1 июля.
От оплаты койки к оплате за услугу
«Самая дорогостоящая составляющая в наших расходах – это стоимость койко-места, потому что сюда закладываются коммунальные платежи, зарплата и расходные материалы. Именно по стоимости койки рассчитываются затраты на больницу. Я предполагаю, что в реформе введут дифференцированный подход – к каждой услуге будет рассчитана стандартная стоимость. Сейчас мы считаем среднюю цифру по больнице. Препарат для тромболизиса стоит 1000 гривен и эта тысяча гривен пойдет в общую квоту медикаментов и разделится на все 475 коек, которые у нас есть», – говорит главврач ЦРБ.
По ее мнению, в зависимости от тех видов оперативных вмешательств, которые востребованы, что определяется статистическими показателями заболеваемости, и объемом выполненной услуги будет формироваться бюджет лечебного учреждения. Страховая медицина будет обеспечивать лишь определенные страховые случаи. Остальное в зависимости от статистических показателей заболеваемости выявленных в этой местности должно входить в базовый пакет услуг.
Жители Бахмута по разному относятся к перспективе оплаты за медицинские услуги. Пенсионеров в основном пугает такое будущее, а молодежь в большинстве говорит о том, что платить и так приходится практически везде и переход на официальную оплату через кассу или использование страховой медицины считают вполне приемлемым и даже нужным.
Оплата услуг медикам. Механизм надбавок
Мельникова считает, что для начала нужно установить гарантированный государством социальный пакет, чтобы заинтересовать доктора в его развитии.
«Сроки аттестации медиков как критерий, непосредственно влияющий на зарплату, тоже должен быть пересмотрен в реформе. Кроме того, есть такое понятие как оперативная активность. Есть лапораскопичекие операции, есть полостные. Разница для пациента понятна – срок реабилитации, нахождение на койке, качество жизни в данном случае определяется профессиональным уровнем хирурга. Этот показатель тоже должен существенно влиять на зарплату».
С 2015 года в ЦРБ уже ввели надбавки докторам по категории и сложности оперативного вмешательства. Это предусмотрено законом, но суммы очень маленькие. В месяц всем оперирующим врачам положена сумма порядка 18 тысяч гривен, то есть на человека выходит сумма 200-300 гривен.
Тем не менее, штат ЦРБ укомплектован практически на 100%. Полная комплектация в травматологии, хирургии, кардиологии. Нужен ЛОР-врач, офтальмолог, врачи-анестезиологи.
А вот на первичном уровне острый дефицит кадров. Главрач ЦПМСП считает, что виной тому маленькая зарплата и потеря престижа профессии. Даже Программа местных стимулов, по которой городской совет готов оплатить обучение и обеспечить кадрами участковых врачей не работает.
«К нам пришли только пять молодых специалистов, остались двое и один из них находится в декретном отпуске. То есть по факту работает один, трое ушли на вторичный уровень, потому что там престиж профессии так не утрачен как в первичном звене».
На первичном уровне предусмотрены надбавки за количество обслуживающего населения и качество обслуживания.
«Эти доплаты существенны, они позволяют получать достойную зарплату. Но с учетом дефицита бюджета, мы недавно начали выплачивать надбавки за количество, а надбавки за качество только насчитываем. Если придет дополнительная субвенция, мы сможем выплатить эти надбавки».
Кроме того у каждого врача есть возможность открыть частную практику. По мнению главного врача Центра первичной медико-санитарной помощи Светланы Шаболиной, этой альтернативой ее подчиненные – терапевты, педиатры и семейные врачи начнут пользоваться в ближайшем будущем:
«Это всегда сложно менять устои. Как для пациентов, так и для медиков. Сейчас зарплата является защищенной статьей и независимо от уровня финансирования, мы обязаны ее выплачивать, пусть даже в минимальном объеме. Когда будет принят закон об автономизации и лечебных учреждений, сотрудники поймут преимущества частной практики».
Открытые данные больничной аптеки
Одним из критериев медицинской реформы является прозрачные отношения между пациентом и лечебным учреждением. Некоторые шаги в этом направлении можно сделать уже сейчас.
В Одесской области все данные о поступлении медикаментов в больничную аптеку находятся в открытом доступе для пациентов, и пациент направляясь в больницу знает на что может рассчитывать, а что нужно купить за свои средства. В Бахмуте говорят, что готовы открыть содержимое своего склада, но вряд ли это будет полезно пациентам.
«В 2016 году на обеспечение склада аптеки заложено 1,1 миллиона гривен. В эту сумму входит кислород -200 тысяч гривен, 400 тысяч средства для наркоза, 300 тысяч гривен– инсулины, 35 тысяч тромболитики. И только на 98 тысяч мы приобрели общий перечень медикаментов, куда вошли шприцы, немного перевязки, антибиотики. Эти медикаменты в основном направляются на роддом», – рассказала главврач ЦРБ.
Третий уровень остался в Донецке
На медицинской областной коллегии в этом году было принято одно из стратегических решений – поэтапная передача учреждений вторичного уровня на областное подчинение и создание госпитальной базы.
Пока это только на бумаге, как и попытка создать третий уровень здравоохранения на территории Донецкой области подконтрольной украинской власти.
«Мы столкнулись с тем, что пациентов иногда невозможно транспортировать до больницы третьего уровня. Например, транспортировка ребенка с ущемленной грыжей до Харькова займет от четырех до семи часов, а это промедление может привести к инвалидизации. Поэтому время заставило сделать шаг вперед, и многие доктора стали обучаться и повышать свой уровень. Пришли новые специалисты, за счет доноров и волонтеров появилось новое оборудование. Например, в травматологическом отделении уже выполняются операции – протезирования, установки металлоконструкций то, что раньше выполняли в клиниках», – рассказала Мельникова.
Как сообщила начальник горздрав отдела Бахмутского городского совета Елена Миронова, есть планы создать больницу третьего уровня в Краматорске, но пока ближайшая поддержка это Харьковская и Днепропетровская область. Тех пациентов, кому на месте невозможно оказать помощь, перевозят в профильную клинику.
Готовность медиков к реформе
«Если речь идет об автономности медицинских учреждений в понимании того, что мы должны уменьшать нагрузку на бюджет, то мы готовы. Но нам, в первую очередь, нужно получить стандартизированную стоимость услуги и перечень услуг, чтобы мы и пациенты четко знали какую услугу и в какой форме, мы можем продавать», – говорит главврач ЦРБ Светлана Мельникова.
Руководитель считает, что успех любой реформы решает команда и ресурсы, а при наличии квалифицированных кадров и хорошей материальной базы у Бахмутской ЦРБ есть большое преимущество с другими больницами второго уровня по Донецкой области.
«Самое главное, что у нас есть кадры. 132 врача – это приличная база. Открываются новые отделения, наполняются оборудованием, за счет этого мы расширяем спектр услуг. Мы также обладаем хорошей базой диагностического оборудования. В прошлом году мы заняли второе место по количеству выполненного тромболизиса, а это спасенные жизни при инфарктах – это очень серьезный показатель. А я так понимаю, что чем больше качественных услуг может оказывать лечебное учреждение, тем больше у него возможности получить финансирование под эту услугу».
Почему будет создаваться конкуренция между лечебными учреждениями и почему от этого выиграет пациент рассказала Светлана Шабалина.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.