Сельское хозяйство перспективная отрасль экономики страны, которая обеспечивает 40% всего объема экспорта. Украина занимает третье место в мире по экспорту зерновых после США и Евросоюза. Как же государство поддерживает местных фермеров и какие программы поддержки существуют в Украине и в Европе?
В 2016 году Государственным бюджетом была предусмотрена помощь аграриям в виде кредитов на лизинг техники, погашения процентов по кредитам, поддержку животноводства. Директор Департамента финансово-кредитной политики Минагрополитики Баграт Ахиджанов в начале весны озвучил такие цифры – 350 миллионов гривен из основного фонда и 1,4 миллиарда из специального фонда госбюджета.
В Ассоциации фермеров не знают о механизме распределения государственной поддержки
Финансовая поддержка фермерам в виде беспроцентного кредита на пять лет осуществляется через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств.
Ни одно из предприятий Бахмутского района не получило государственной поддержки на восстановление.
В прошлом году на Донецкую область было выделено 980 тысяч гривен, которые почти в равных долях получили четыре фермерских хозяйства. В этом году сумма уменьшена почти в два раза, конкурс еще не объявили.
О том, какая поддержка оказывается государством фермерам области и какие у них сегодня потребности, мы поговорили с руководителем Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины в Донецкой области Олегом Симоненко.
“В 2015 году от Министерства в Донецкой области получили поддержку четыре фермерских хозяйства. При этом как распределялись эти деньги никто не знает. Не спросили ни в областном Департаменте агропромышленного развития, ни у нас. Дали двум фермерам в Доброполье и двум в Красном Лимане, одного искало СБУ, это был явно подставной человек. Не знаю, чем закончилось это дело. Но процесс явно не прозрачный. Тем, кто реально пострадал, у кого хозяйства находятся на линии фронта, тем нужно помогать в первую очередь”, – говорит Симоненко.
По его мнению для фермеров сейчас важнее справедливое налоговое законодательство, чем одноразовая помощь.
“Если бы в государстве был принят Закон о едином фиксированном налоге, все бы работали в равных условиях и громады больше бы получали в бюджет. Выходцы, которые сами обрабатывают землю, заключают договор о совместной обработке земли объединяются в фермерские хозяйства, которые платят налог на землю по ставке от 0,1 до 1%, которую определяет сельсовет, если бы земля была передана в аренду размер налога был бы минимум 3%”, – поясняет Симоненко.
Фермер говорит, больше всего на зерновых зарабатывают не производители, а зернотрейдеры, которые продают его за границу. Мелкие фермеры, которые не работают с НДС, продают зерно трейдерам, по цене, ниже рыночной. Трейдеры мало того, что зарабатывают на этой разнице, еще и государство им возвращает НДС за продажу зерна за границу.
По мнению Симоненко, работать с НДС с каждым годом становится все сложнее. Если раньше разницу между входным и выходным НДС (на приобретаемые товары и продаваемую продукцию) можно было использовать для развития и поддержки хозяйства, то сейчас спецрежим отменили. В зависимости от вида деятельности предприятию остается от 15 до 80%.
Фермерам прифронтового района нужны налоговые льготы
В райгосадминистрации нам рассказали, что на территории Бахмутского района зарегистрировано 192 сельскохозяйственных предприятия, которые обрабатывают 62,3 тысячи гектаров пашни. Из этой площади 7,4 тысячи гектар находятся на неподконтрольной территории и линии разграничения, то есть доступ к ним ограничен или не возможен. Это 12% от общей площади пашни.
Трактор подорвался на мине во время обработки земли в селе Кодема Бахмутского района.
“Проблема в том, что фермеры ничего не выращивают на этой земле, а от налога их никто не освободил. Фермерские хозяйства обязаны заплатить налог на землю, арендную плату людям, у которых они арендуют землю. Арендная плата за землю составляет не менее трех процентов от стоимости земельного пая. Больше всего эта ситуация коснулась таких предприятия как “Восток-Агро”, “Династия”, “Криница”. Райгосадминистрация обращалась в облгосадминистрацию с предложениями, чтобы инициировать изменения в законодательство, но пока изменений нет”, – прокомментировала ситуацию начальник Управления агропромышленного развития Ольга Гелич.
В качестве государственной поддержки, на которую сейчас могут рассчитывать в Бахмутском районе, Гелич назвала – возмещение процентной ставки по кредиту.
“В Донецкой области кредитует только “Ощадбанк”, и сейчас почти никто не рискует брать кредит. За последние два года я знаю только одно предприятие, которое оформило кредит для пополнения оборотных средств”, – добавила Гелич.
В райгосадминистрации также не работают с Украинским государственным фондом поддержки фермерских хозяйств, и информации, кто и на каких условиях получает помощь, не имеют. Мы попытались выйти на региональный офис в Донецкой области, но на сайте, кроме адреса, других контактов нет, по телефону в Киевском офисе нам сообщили, что директор находится в отпуске, всю информацию о выделении помощи можно получить на сайте. Там же можно ознакомиться со списком предприятий, которые получили поддержку в прошлом году. В отношении работы комиссии, которая определяет, кому распределять средства, нам сообщили, что в нее входят два представителя Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, но их контакты, как и телефоны победителей, дать не могут, поскольку это конфиденциальная информация. Нужен официальный запрос, который рассмотрит руководство фонда.
На линии фронта продолжают минировать пашни
Чтобы узнать о том, как же сейчас работают фермеры, мы отправились в село Кодема, в фермерское хозяйство “Династия”. Его руководитель Вадим Капля рассказал, что половина его земель сейчас находится вне зоны доступа, из десяти тысяч гектаров обрабатывают только пять. И статус земель может измениться от момента засева до момента сбора урожая. Случается так, что поле засадили, а когда приехали убирать урожай, там появились оградительные столбы и табличка – предупреждение о минах.
За период войны в хозяйстве пострадало четыре единицы техники, были травмированы люди. Капля говорит, что стоимость комбайнов – сотни тысяч евро, и надежды на то, что государство каким-то образо
м поможет, у него уже не осталось. Чтобы закупить нужную технику и сделать необходимые вливания, ему нужно около двух миллионов евро, но таких денег ему не дадут и не займут. Даже рассчитывать на налоговые льготы не приходится.
“Мы обращались и через районную, и через областную администрацию – нет поблажек ни на банковские проценты, ни на налог. Все платим на общих основаниях. У нас осталось там 50% земли, а то что осталось здесь, – то мины, то растяжки”, – признается фермер.
Главный офис “Династии” находится в двух километрах от линии разграничения. Предприятие попало под обстрел летом 2014 года, к счастью, персонал, который в основном находился на подворье, не пострадал, но пришлось восстанавливать все постройки. На это потратили около полумиллиона гривен. Самое главное, что фермер ждет от государства – окончание войны.
“Пусть государство воюет и выгоняет агрессора, все, что здесь побито и разбито, мы все восстановим, купим, залижем свои раны. Главное, чтобы мир наступил!” – говорит Вадим Капля.
Что говорят эксперты о помощи государства?
Старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Олег Нивьевский считает, что прямая поддержка аграриев в Украине несущественна. Льготное кредитование, когда государство компенсирует 50% процентной ставки по кредиту, и программы поддержки капитальных инвестиций в мясомолочной отрасли. Основной поддержкой он также, как и фермеры, считает льготное налогообложение.
Говорит, что в качестве такой косвенной поддержки, кроме спецрежима НДС, может отметить единый налог четвертой группы, заменяющий налог на землю и налог на прибыль. Он касается всех предприятий, доля выручки которых от реализации сельскохозяйственной продукции составляет более 75%.
«Этот налог составляет сумму до процента от стоимости нормативной денежной оценки земли, или примерно 4 доллара на га – сумма незначительная. При среднем операционной прибыли 200-400 долларов на гектар подобные цифры налогообложения являются очень приятными. В общем косвенная государственная поддержка через льготное налогообложение позволяет фермеру экономить около 50-70 долларов на гектаре».
В ЕС тратят половину бюджета на субсидии для фермеров
Согласно данным Информационной кампании «StrongerTogether!», на поддержку фермеров Евросоюз тратит не мало – 52 миллиарда евро, или половину своего бюджета. Олег Нивьевский считает, что это не стимулирует развитие, если прекратить субсидирование, то хозяйства разорятся.
Европейцы не практикуют льготное налогообложение. У них действует система дотаций и субсидий из расчета на 1 гектар площади хозяйства независимо от целевого использования земли. Однако если у них высокий уровень дотаций, то и высокая цена аренды за землю – арендная плата составляет около 60% от дотаций. У нас наоборот – низкая аренда и низкий уровень дотаций.
Дополнительные выплаты могут получать те хозяйства, которые не загрязняют окружающую среду – «зеленые выплаты, молодые фермеры до 40 лет, которые начали сельскохозяйственную деятельность не ранее чем за 5 лет до момента подачи на субсидию. Существуют еще другие программы поддержки, но эти три вида дотирования аграриев являются основными.
Есть определенный механизм получения госпомощи. Во-первых, нужно подтвердить, что для заявителя сельскохозяйственная деятельность является основной. Есть также ограничения по сумме выплат и площади фермерского хозяйства – меньше 100 евро, или менее 1 гектара соответственно.
По информации базы данных мониторинга FADN, которое является репрезентативным для более чем 4,9 миллиона холдингов по всему ЕС, в 2012 году средний размер субсидий на одну ферму в ЕС составил 11 500 евро в год. Наибольшие платежи на ферме в Словакии и Чехии, где крупные корпоративные хозяйства играют важную роль. Каждая ферма в Люксембурге получила в среднем € 63 000 в виде субсидий в 2012 году, тогда как в соседней Бельгии – € 28000.
Но фермерские хозяйства ЕС становятся зависимыми от субсидий. Например в Словакии, есть и другие страны, где общие субсидии были близки или больше дохода семьи фермы. То есть зависимость от выплат государства огромна. Такая ситуация в Ирландии (96%), Латвии (100%), Эстонии (112%), Словении (15,6%), Люксембурге (169%), Чехии (177%), Финляндия (23,4%) и Швеции (236%) .
На графике изображены данные дохода фермерских хозяйств (вторая колонка) и размер государственной поддержки (третья колонка) с 2006 по 2015 год.
Европейская практика показывает, что программы поддержки не дают стимула для развития. Эксперт Олег Нивьевский убежден, что не стоит вливать большие деньги в подобные программы, а лучше решать глобальные проблемы и создавать условия, которые позволят экономике в целом и агропромышленному комплексу в частности работать успешно и эффективно – улучшать инвестиционный климат, делать ставку на качественное образование, развитие науки, стабильное адекватное законодательство.