О вступлении Украины в Евросоюз говорят много, порой высказываются прямо противоположные мнения. О том, каковы реальные перспективы нашего государства и предприятий Бахмута, в разрезе договоренностей Соглашения об Ассоциации с ЕС, корреспондент “Бахмут IN.UA” говорил с экспертом по экономико-правовым вопросам, частным предпринимателем, общественным деятелем Петром Тутовым.
Украина вошла в зону свободной торговли со странами ЕС c 1 января 2016 года. Украина получила новые возможности для развития своей экономики. Если смотреть в целом, на планы вступления в ЕС, то ВВП на все страны Евросоюза составляет около 28 триллионов долларов США, а на страны СНГ – чуть более 2 триллионов. То есть по емкости рынка Евросоюз на много привлекательней, но к нему надо готовиться – развиваться, реформироваться, модернизироваться. Еще один стимулирующий фактор увеличения доли экспорта в страны Европы связана с тем, что Россия ограничила для нас свои рынки, ввела пошлины на товары.
Снятие пошлин и ограничений на ввоз в страны ЕС дает возможность выходить на новые рынки, а тем самым будет наполнятся государственный бюджет и увеличиваться благосостояние страны.
“Что фактически сделала Европа, учитывая нашу последнюю революцию? Отменила госпошлину на ввоз товаров, которые произведены на территории Украины или имеют состав украинских комплектующих не менее 50%. На сегодняшний день для Украины открыты рамки для перемещения товаров, с определенными квотами. А вот для ввоза импортных товаров, определенной категории, на территорию Украины пошлины будут меняться в течении 10 лет, чтобы европейский товар не заполонил отечественный рынок и не погубил всю нашу промышленность”, – подчеркивает Тутов.
В самом выгодном положении после заключения Соглашения находится сельское хозяйство. Для Европы интересен украинский рынок сельского хозяйства. Если сделать анализ экспортируемой продукции, то сельское хозяйство в доли экспорта занимает около 25%, промышленность – 20-22%, на остальные группы товаров приходится оставшиеся доли. Европа защищает свои рынки и сделала ограничения на ввоз сельскохозяйственных товаров, то есть введен квотный процесс – на зерновые культуры. Право на беспошлинный экспорт зерновых будут иметь те производители, которые первыми заявят о своих намерениях. Такая себе “живая очередь”.
“Но говорить о равноправном разделе квот на сегодняшний день не приходится. Крупными сельскохозяйственными (и не только) предприятиями владеют те, кто приближен к правительству, у них налажены схемы и механизмы получения квот, развито само производство. В выигрыше будут именно крупные кампании. Именно здесь должно включаться наше правительство: предлагать прозрачные схемы получения квот, устанавливать льготное налогообложение для сельского хозяйства, чтобы поощрять отечественного производителя. Поэтому наши местные сельхозпроизводители пока не смогут выйти на рынок ЕС”, – считает эксперт
Что касается тяжелой промышленности, то по мнению Тутова сегодня торговать с ЕС готов только ЧАО “Вистек”. Предприятие еще до заключения Соглашения экспортировало свою продукцию во многие страны, в том числе и Евросоюз. Для них сложился рынок, они узнаваемы, имеют удобные сроки изготовления продукции, приемлемую ценовую политику. Что не мало важно – предприятие имеет сертификат происхождения ЕUR 1, то есть руководству не надо вкладывать деньги для дальнейшей сертификации, а также это преференции на торговлю в другие страны – Африка, Китай.
“АЗОЦМ”, который потерял рынки Российской Федерации, составлявший огромную часть в общей доле его экспорта, в связи с действием Соглашения ждут определенные трудности. Завод имеет сертификат старого образца – форма А. Он продолжает действовать на протяжении двух лет от момента подписания Соглашения, однако, все равно придется получать сертификат происхождения ЕUR 1.
“Для ЧАО “АЗОЦМ” возникнут серьезные проблемы, которые связаны со структурой производства – предприятие занимает громадные площади земли, за которые нужно платить налоги, а они выросли в 4 раза, имеет устаревшее оборудование. Именно поэтому завод отказался от производства плоского проката. Ведь доходит до абсурда – импортируется лента латунная, медная из Австрии и Чехии, которая по качеству лучше, а по цене на много дешевле отечественного проката. В таких условиях предприятию конкурировать очень тяжело”, – анализирует Тутов.
Возникает резонный вопрос, чем готово помочь государство таким предприятиям? На уровне областной администрации реализуется проект, который предоставляет 100 миллионов гривен на погашение кредитов. Но это ничтожная сумма – серьезную модернизацию оборудования не потянет. О государственных программах в Бахмуте не знают, или их нет, или они рассчитаны на приближенных. Кроме того в стране до сих пор нет вице-премьера по евроинтеграции, который бы мог регулировать этот процесс и формировать общую стратегию.
Продолжая обзор наших предприятий Тутов отметил, что ЗАО “Артемовск Вайнери” и ГП “Артемсоль”, могут получить выгоду от внедрения соглашения, так как их продукция всегда нужна, узнаваема, они и так торгуют со странами Евросоюза. В отношении ” Артемовск Вайнери” большие опасения даже вызывает отмена пошлин на продукцию стран Евросоюза в разрезе постоянного повышения налогов и акциза. Отечественному производителю может быть сложно конкурировать с экспортной продукцией. Кроме того, этим двум предприятиям предстоит переименование, в том числе и переименование марки, что связано с дополнительными затратами.
Открытие европейского рынка также отрицательно скажется на ОАО “Часовоярский ремонтный завод”. Продукция этого завода рассчитана на внутреннего потребителя (на мелких потребителей). Несколько лет назад он был лидером по выпуску автобусов, в месяц изготавливалось 180 штук, сейчас – около 20. Для этого предприятия вступают в силу требования по сертификации соответствия ЕUR 5. Двигатели, с такими показателями очень дорогие и производятся только в Европе.
“Производство часовоярских автобусов вообще может остановиться, потому как сейчас автобус стоит 650 тысяч гривен, с новыми требованиями это будет – 1,5 миллиона гривен. Мое мнение, что такой закон был пролоббирован, для открытия возможности ввозить такие двигатели с Европы, а в целом, правительство об отечественном производителе вообще не думает. И таких примеров очень много”, – утверждает Тутов.
Только тесное участие государства, которое, к сожалению, не имеет планов по реализации Соглашения, поможет разрешить возникающие проблемы в сфере производства. Но к сожалению, на сегодняшний день роль министерств в этих отраслях отсутствует.
“Я вижу недостатки работы правительства не только в этой области, но и в целом в экономике. Вся сегодняшняя работа министерств нацелена на получение финансовой помощи и кредитов от развитых государств, с которой мы якобы “рефинансируем и увеличиваем валютные резервы”. Только координирующая роль министерств позволит вытянуть экономику с плачевного состояния, в котором она находится. Это и льготное налогообложение для сельского хозяйства, помощь в кредитовании отечественных предприятий с целью модернизации и усовершенствования оборудования, привлечение крупных инвесторов, прозрачные схемы и механизмы получения квот, обучение малого и среднего бизнеса основам торговли с ЕС, консультирование по вопросам выхода на рынки Европы, помощь в поиске клиентов, участие в ярмарках, помощь в сертификации”, – подытожил Петр Тутов.