Сумма субсидий, назначенных жителям Артемовского горсовета в 2015 году, увеличилась в пять раз по сравнению с 2014-м годом. Покрывает ли это реальные потребности населения и кому, прежде всего, выгодно получать компенсации от государства?
Основной причиной повышения тарифов правительство называло требования МВФ. Основные замечания МВФ – необоснованно низкие цены ресурсов (намного ниже, чем в Европе) для населения и необходимость отказа от субсидирования НАК “Нафтогаз”, вымывающее средства из госбюджета.
По поводу того, что финансовые проблемы “Нафтогаза” можно решить не только способом повышения тарифов, народные депутаты и эксперты развернули целую дискуссию. Но убедить правительство отказаться от обязательств данных МВФ или искать другой способ финансового оздоровления “Нафтогаза” не стали. Населению пообещали ввести упрощенное субсидирование, призванное решить все проблемы с дефицитом семейного бюджета для тех, кто не в состоянии оплатить такое повышение цен на коммуналку.
Процесс оформления субсидий действительно упростили: минимум документов и справок, тем, кто раньше пользовался субсидией, ее автоматически пересчитали. Новичкам даже не обязательно было ходить в Управление труда, ограничившись отправкой декларации и заявления по почте.
К широкой информационной кампании по оформлению субсидий, которую проводили специалисты Управления труда и социальной защиты, активно подключились коммунальные предприятия. Их работники вместе с квитанциями разносили декларации и заявления, в офисах можно было получить консультацию и сдать документы на обработку.
По данным Управления труда и социальной защиты на 24 марта 2016 года субсидии назначены 22249 семьям, проживающим на территории Бахмутского горсовета. За год количество назначенных субсидий увеличилось более чем в два раза.
“Если анализировать статистику, то последние пять лет с 2010 по 2015 год назначений было порядка десяти тысяч с колебаниями в ту или другую сторону. За последний год увеличилось не только количество получателей, но и сумма выплат возросла в пять раз”, – рассказала начальник отдела принятий решений по назначению денежных выплат и компенсаций Галина Стригунова.
Но не все, кто нуждается смогли оформить субсидию. Кого-то ограничила крупная покупка (операция), кто-то не смог доказать, что его дети не проживают с ним, а у кого-то резко уменьшился доход, но по данным за прошлый период субсидия ему не положена.
“Я живу одна уже несколько лет. Дети и муж уехали на заработки в Россию, но все прописаны в нашей квартире. Там работают не официально. Я плачу по счетчикам, в ЖЭК плата посильная, а вот отопление, даже с учетом домового счетчика очень бьет по карману – 500-800 гривен в месяц”, – говорит Наталья.
Мы провели опрос жителей Бахмута на тему обращения и использования субсидий. Не все смогли воспользоваться поддержкой государства, а некоторые не хотят обращаться и надеются только на себя.
Директор ЧП «Наш дом плюс» – Александр Черненко считает, что начисление субсидий для населения в целом имеет положительный эффект. Для обслуживающих компаний сумма, которую они получают сегодня по субсидии да еще с задержкой, совершенно не соответствует требованиям времени.
«Задолженность за текущий отопительный сезон составляет почти месячное начисление за услуги. В общей сумме на субсидии в нашем предприятии приходится около 45%, а получаем мы около 20%. В зимнее время это не так ощутимо, а вот в летний период – когда начисление по субсидиям падает, и задолженность от государства остается не погашенной – намного сложнее. Весной и летом, когда проходят основные ремонтные работы денежных средств не хватает. Да еще и тарифы на содержание домов и придомовых территорий в нашем городе не пересчитывались с 2011 года, а цены на услуги, материалы, минимальная заработная плата и другие расходы менялись не раз и всегда в сторону увеличения» – рассказывает Александр.
Член Общественного совета Людмила Скиба считает, что от повышения тарифов и увеличения объемов субсидирования больше всего выиграли монополисты:
“Мы с коллегами проанализировали и пришли к выводу, что сегодня до 800 гривен субсидии выдается на семью. То есть государство из наших налогов передает эти деньги в частные руки. И чем больше будет оформлено субсидий, тем больше получат монополисты-поставщики ресурсов”.
Кроме того, является спорным вопрос использования субсидий и экономии ресурсов.
Алена, живет в трехкомнатной квартире с семьей, в 2015 году впервые обратилась за субсидией. Спустя два месяца получила ответ о назначении. Больше всего вопросов вызвала норма потребления газа, но консультаций, как пользоваться компенсацией женщина не смогла получить ни по месту назначения, ни в службе горгаза.
«По газу мне предоставили 250 куб.м, с обязательным платежом 749 грн. Я не использую столько газа в месяц. Но чтобы использовать эту норму нужно либо подавать не реальные показания или увеличивать потребление газа. Считаю, что такой принцип начисления субсидий не стимулирует людей экономить. Даже если я не использую норму все начисленные средства получит горгаз» – говорит Алена.
На официальном сайте Министерства социальной политики Украины мы нашли уведомление, в котором население уверяют, что потреблять коммунальные услуги экономно – выгодно, но такое уведомление не имеет законодательной силы.
Еще одним крупным получателем субсидии в Бахмуте является поставщик тепла “Артемовск-Энергия”.
“Объем субсидий вырос в четыре раза как минимум, причем в течение отопительного сезона количество обратившихся стало даже больше чем до его начала. Люди поверили в возможность получения помощи. Трудно себе представить, но сейчас две трети платежей покрывает государство в виде субсидий населению. А с учетом задолженности потребителями это серьезный вклад. Правда эти деньги мы не можем использовать на развитие предприятия или ремонты. Они поступают на казначейский счет и используются только для оплаты за газ, но нам это тоже выгодно собрать такие суммы от населения, не имея субсидий, было бы очень сложно”, – рассказал директор по финансовым вопросам “Артемовск-Энергии” Сергей Логвинов.
Президент Центра Глобалистики “Стратегія ХХІ”, внештатный эксперт по вопросам энергетики Центра Разумкова, Михаил Гончар считает, что та форма субсидий, которая действует сегодня, должна быть переходной, грубо говоря, на один год, чтобы перейти к следующему этапу. Суть этого этапа в том, чтобы действовать в соответствии с социальным меморандумом, к которому Украина присоединилась в рамках своего членства в Европейском энергетическом сообществе.
“Меморандум предполагает, что субсидии могут и должны иметь место по четко утвержденным социальным регулятором критериям. Данные социальных и налоговых служб позволяют подтвердить, что человек живет ниже какого-то прожиточного минимума и не в состоянии обеспечить себя ресурсами по той цене, по которой ему предлагают. У нас есть проблема в том, что люди имеют доходы, которые не декларируют. А те, кто действительно нуждается в помощи, часто не может этого подтвердить. Хочет правительство или нет, ситуацию нужно менять. Есть давление со стороны общества и внешнее давление от МВФ. Они не будут давать деньги на субсидии, которые раздают направо и налево, а основную выгоду от этого получают монополисты”, – рассказал Общественному медиапорталу “Бахмут IN.UA” Гончар.
Эксперт рассказал, что в странах ЕС, где тоже есть нуждающиеся в помощи государства люди, субсидия назначается в монетизированном виде. Потребитель получает карточку, на которую ему ежемесячно поступают суммы субсидий, их тратят целевым методом – только на приобретение необходимого энергоресурса – газа, угля или дров в зависимости от потребности. Если эти деньги в отопительный сезон не использовались (была теплая зима), они переходят на следующий сезон. Поэтому люди заинтересованы экономить.
“Хотя критерии назначения субсидий во всех странах ЕС разные, но проверка на целесообразность выделения средств идет очень серьезная. Государство видит каждого потребителя”, – подчеркнул Гончар.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.