Конфликт на Донбассе, из активной стадии плавно перетекает в хроническую болезнь. Все понимают, что нужно лечить, но точного диагноза и методики лечения на уровне государства нет. Мы решили выяснить, как процесс лечения, который в данном случае, и будет являться реинтеграцией Донбасса, видят на региональном уровне, в Бахмуте.
«На сегодня в мире существует более 500 автономистских и сепаратистских движений, создавших около 100 самоуправляемых непризнанных или частично признанных государств и территорий. При этом активные боевые действия идут только на 27 таких территориях. В остальных случаях конфликты имеют статус “законсервированных” или “неразрешенных”. И, как показывает мировой опыт, именно этап реитеграции территорий или определения её признанного правового статуса и является самым сложным и продолжительным», – считает Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Спустя время некоторые из таких государств, становились сильными и развитыми. Украина сейчас тоже находится на рубеже перемен и выбора, а шаги, которые будут делать представители верховной власти для преодоления возникшего конфликта, зависят от имеющейся политической воли.
На сегодня нет плана по возвращению потерянных территорий и граждан. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин обещает в ближайшее время предоставить таковой, а министр по делам оккупированных территорий и временно перемещенных лиц Вадим Черныш уверяет в наличии чернового плана. Но увидеть главные направления реинтеграции пока не представляется возможным. Председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский считает, что Донбасс вернуть можно только с помощью военных действий, а как помочь отчаявшимся людям вернуться к нормальной жизни в своем государстве, неизвестно.
В так называемой серой зоне – пострадал каждый дом и двор. Забор в селе Жованка возле Зайцево, что под Горловкой изрешечен осколками.
Дом на станции Майорск, граничащей с оккупированной территорией, поврежденный от обстрелов.
Бывшая гостиница между Майорском и Зайцево.
Отвечая на наш вопрос, как видят реинтеграцию Донбасса представители власти, активисты, переселенцы, многие опрошенные делали акцент на проведении реформ в экономике, политическом, социальном, правоохранительном, культурном направлениях по всей территории Украины. Проведение политики, направленной на поддержку вынужденных переселенцев, что позволит почувствовать их нужными, увидеть отличия жизни в свободной стране и на оккупированных территориях. Также очень важно остановить военные действия и закрыть внешние границы с российским агрессором.
Советник губернатора, руководитель центра участников АТО при ОДА Донецкой области, Сергей Гаков считает, что на положительное разрешение вопроса о возвращении потерянных территорий влияет геополитический фактор и разработка государством алгоритма возврата самих людей, который на сегодняшний отсутствует.
«Пока на оккупированных территориях Донбасса продолжаются военные действия, пока есть военные регулярные подразделения противника, не присутствуют официальные органы власти говорить о возврате Донецких и Луганских территорий в прежние границы не время. Но, даже, когда все это закончится, не понятно, каким образом будет происходить реинтеграция самих людей. Что делать с людьми, которые нарушали закон, как поступить со вновь возникшими чиновниками? Все они будут сопротивляться этому процессу. А самое главное, нужно беспокоится о тех людях, которые готовы вернутся – чтобы у них не складывалось впечатление, что такая ситуация надолго».
Руслан Петренко, предприниматель, волонтер, военнослужащий больше года провел на передовой и сейчас продолжает проходить службу в рядах Украинской армии. Ему приходилось часто общаться с жителями оккупированных территорий и сейчас Руслан больше переживает за безопасность людей, выбравших Украину, как им придется жить вместе, после возврата территорий.
«Я не знаю, как смогут мои друзья спокойно гулять по Донецку и не бояться встретить вооруженного человека. Пока жители тех территорий морально не готовы возвращаться, они должны сами решить чего хотят. Конечно, же, и украинская и российская власти должны обеспечить выполнение Минских договоренностей, обязательное введение мирной миссии третьей стороны тоже поможет разрешить конфликт» – говорит военнослужащий.
Валентин Красноперов, аналитик общественного движения «Сильні громади» считает, что возможность возвращения Донбасса есть, но процессбудет очень долгим и сложным.
«Один из первых шагов к реинтеграции – это ослабление Российской Федерации, и обязательное размещение мониторинговой миссии от ОБСЕ на оккупированных территориях. К сожалению, это произойдет не скоро. Россия – имперское государство, там нет демократии, а в случае ее возникновения – начнется процесс децентрализации и потеря некоторых своих республик. Поэтому, задача для российской политической элиты – контролирование периферии, тем более, когда их периферия определяется с европейскими ценностями. Изменения на неконтролируемых территориях Донбасса произойдет только тогда, когда произойдет падение режима Путина», – объясняет Валентин.
Активист считает, что как долго не пришлось бы этого ждать, готовиться к возвращению территорий и граждан нужно уже сейчас. Государство не должно рассказывать своим гражданам, как жить, а давать возможности и создавать все условия к достойной и комфортной жизни. Как только будет реализована свободы слова, инициатив, предпринимательства, любых свобод, только тогда Украина обретет огромное идеологическое и информационное влияние на оккупированных территориях:
«Когда упадет стена России, Украина должна быть готова принять свои временно оккупированные территории. Необходимо работать на реформирование всей страны, а особенно на изменения жизни населения на контролируемых территориях Донбасса. С чего надо начинать? Почти все вынужденно перемещенные лица постоянно мигрируют и общаются с жителями наших территорий. Приезжая сюда, они должны видеть, как меняется условия жизни, строятся институции, которые служат закону, а не той части общества, которая пришла к власти, развивается бизнес, появляются рабочие места, приходят зарубежные инвесторы. Государство должно делать все в экономическом, культурном, социальном направлениях, чтобы города на восточной Украине ярко отличались не только от городов «ДНР» и «ЛНР», но и от собственного состояния в 2012-2013 годах».
Елена Головкина, заместитель городского головы Бахмута, в прошлом успешный предприниматель из Горловки, пока не видит четкой стратегии государства для возвращения Донбасса. Чтобы подходить к решению глобальных проблем, должно прийти понимание в самых элементарных вопросах.
«Нам нужно ответить на главный вопрос: Нужны ли нашему государству те люди, которые благожелательно были настроены по отношению к Украине и хотели остаться жить именно здесь. 80% из них пришлось вернуться на оккупированные территории. У нас не настолько густонаселенные территории, чтобы не дорожить теми людьми. Мы очень не активно боремся за тех людей, делаем мало, у нас нет государственных программ. Кроме страшилок и создания массы неудобств, предложить тем людям нечего. Наш Бахмутский совет давал много нестандартных предложений для поддержки переселенцев: например, землю под постройку жилья, но к сожалению не получили поддержки. Сложившаяся ситуация должна была привести к экономическим вызовам, новым реформам и возможностям. Ведь приехавшие люди помимо проблематики привезли с собой колоссальный трудовой ресурс, а мы не смогли им воспользоваться, потому, как даже жильем обеспечить не в состоянии» – рассказывает заместитель головы.
Елена Головкина, понимает проблемы и нужды переселенцев, например такие, как приостановка выплат пенсий:
«У государства могут быть требования по поводу выплат социальных пособий, но пенсии, которые граждане Украины заработали в этой стране, не должны подвергаться сомнениям. Государство имеет обязательства и обязано их выполнить. Чем более взвешенной и спокойной будет политика государства, тем больше будет вероятности решить эти вопросы в диалоге, а не в конфронтации».
Надежда Опалюк (руководитель общественной организации «Возрождение и развитие»), депутат Горловского городского совета, сейчас живет и работает в Бахмуте. Надежде приходится ездить домой – там осталось жилье, друзья, родственники. Общаясь с людьми, женщина видит их настроения:
«Люди поняли – они никому не нужны: ни Украине, ни вновь возникшей «республике». Народ обнищал до крайности, реформы – это только миф. Думать о возвращении Донбасса жители тех территорий начнут только после изменений. Наше государство, бесспорно, должно оставаться одним целым, но экономическая составляющая должна спуститься на места: регионы имеют право быть независимыми в этом направлении и чувствовать свою силу» – отмечает Надежда.
Есть в обществе и более позитивные и уверенные мнения. Так, Олег Романенко, юрист, историк, общественный активист считает, что уже сейчас видна большая разница между Украиной и временно оккупированными территориями.
«Приезжая к нам, люди видят, что есть доступ к социальным благам, замечают разницу цен в магазинах, могут пользоваться банкоматами. В Украине выше уровень прав, свобод и зрелость гражданского общества, присутствует культурная составляющая, что тоже немаловажно для реинтеграции».
Олег уверен, что одним из главных направлений для государства в вопросе возвращения восточных территорий – это исключение региональной идентичности: Донбасс – это не особый регион, местные жители должны чувствовать себя не местечковыми, а именно гражданами всей Украины. А построение полноценного гражданского общества, проведение определенных экономических, социальных реформ, реформ местного самоуправления, реформ судебной и правоохранительной системы, но с обязательным привлечением к ответственности виновных в сепаратистских акциях и недопущения полной амнистии только ускорит процесс возвращения.
Мы предлагаем читателям нашего сайта тоже поучаствовать в опросе и выразить свое мнение.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.