В Бахмуте состоялась первая арт-резиденция, которая случилась благодаря организаторам проекта «Диффузии» и участию меценатов. За неделю художники успели создать арт-объект на стене РЦ «Победа», провести несколько мастер-классов, презентовать выставку своих работ. Участники резиденции – художники и фотографы из Европы и Украины принесли в город новую практику и показали жителям как выглядит современное искусство. О том, зачем нужны резиденции, что такое современное искусство, как его понимать, мы поговорили с участниками проекта «Диффузии».
Программы художественных резиденций распространенная практика во всем мире, и уже несколько лет активно имплементируется в Украине различными государственными и организациями. Благодаря программам в конкретном городе появляется возможность знакомить широкий круг людей с особенностями территорий. Для местных громад это шанс рассказать о привлекательных сторонах своих регионов, сделать рекламу городу в поддержку туризма, формировать положительный имидж.
«Программа резиденций обычно предусматривает приглашение художников из других городов и из-за границы. Они создают свои проекты, используя контекст и привлекая местных жителей. Это соответственно расширяет и углубляет понимание друг друга и позволяет улучшить культурный ландшафт города. Обычно программы призваны решать определенную проблему или распространить добрую славу локации. Художники всегда концентрируются на том, что видят и трансформируют это в произведения, которые языком искусства рассказывают о месте », – рассказала сайту куратор художественной резиденции им. Назария Войтовича Людмила Нечай.
Предложения участия в резиденциях в группе в Фейсбуке, созданной представителями «Конгресу активістів культури»
В Бахмуте арт-резиденция проходила с 16 по 21 сентября. Три дня художники работали над созданием стритарта на стене кинотеатра «Победа», параллельно рисовали в студии, выходили на пленеры, состоялось два мастер-класса для воспитанников Школы искусств, в разрисовке стен на «Победе» принимали участие воспитанники Агролицея.
Больше о том, как создавался мурал на «Победе» можно посмотреть в сюжете ТРК «Заказ».
https://www.youtube.com/watch?v=JaHoUYGkijw&feature=youtu.be
О результатах первой резиденции в Бахумуте мы говорили с организатором проекта «Дифузии», художником из Германии Аланом Майэром.
Какую цель ты преследовал, когда в этом году ехал в Донецкую область с арт-резиденцией?
Цель – создать стимул для местных художников и любителей живописи развивать не ремесленическую живопись, а живопись экспрессивного характера. То есть практиковать более современный подход, в котором люди не просто учатся рисовать, а постоянно экспериментируют. Также, хочется привлечь европейцев, чтобы они познакомились с Украиной не из новостных каналов, из которых невозможно ничего понять, а из первых рук. Чтобы люди смогли открыть для себя реальность здесь и продолжить интересоваться по возвращении. Может быть, что-то проясниться для них, и они потянут за собой какой-то пласт новых людей в Европе, которые начнут интересоваться событиями в Украине. Мы поняли, что это важно в 2014-м году, когда увидели, что из новостных каналов сыпется какая-то непонятная вещь, а если еще наложить на это огромное количество русской пропаганды, которую туда вливает немецкое телевидение, становиться очень грустно. Поэтому, кроме культурного и гуманитарного аспекта, мы считали очень важным познакомить европейцев с тем, что происходит на самом деле.
Что именно ты хотел реализовать в Бахмуте? Что удалось? Хочешь ли еще приехать и для чего?
Я рад, что мы сделали котов (стритарт на стене кинотеатра «Победа» прим.ред.), если бы не было дождя и быстрее высыхыл цемент, то сделали бы немного больше и интереснее, удалось бы сделать более объемный рисунок. Жаль, что мало поработали с художественной школой, хотелось бы ближе познакомиться с преподавателями, они показались мне очень открытыми. Жаль, что мало рисовали по городу, потому что я видел много хороших мест. И нужно конечно ехать в теплое время – в дождь рисовать сложно.
Алан Майер с директором РЦ «Победа» Викторией Лещинер. РЦ «Победа» стал одним из спонсоров проекта в Бахмуте.
В следующий раз хочется сделать большой мурал, если нам помогут с подъемником, можно найти хорошую стену и сделать художественный мурал с местной молодежью. Таким образом, можно будет объединить людей. Хочется сделать выставку привлечь еще пару городов, например, Покровск и Доброполье.
Мастер-класс Алана Майера для воспитанниковфото Бахмутской школы искусств.
В каких арт-резиденциях в Европе ты участвовал? Кто их финансировал и зачем?
Я ездил на резиденции до Майдана. Потом начал возить детей в Германию, не было времени, а потом начались «Дифузии». До этого я был на резиденциях в Польше, в Турции, в Германии. В Польше резиденцию организовывал местный совет. Мы жили в школе, там было что-то типа хотела, это было летом, когда школа не работала. Помню, что работали в школьных рекреациях, было много света. Рядом с нами была большая мастерская, где скульпторы резали по дереву. Скульптуры остались в этой мастерской, а живопись отобрали в местный музей, с нами работал художник-академист, он писал местные пейзажи. Мы работали на свободную тему. Эту резиденцию финансировал местный совет. Таким образом, они наполняют культурную жизнь в городе, приобретают экспонаты в местный музей.
В Турции тоже работали, а в конце выставка. Там не было интереса, чтобы мы общались с местным населением. В этом отличие от моего видения резиденций, я хочу, чтобы общение с местными было частью резиденции.
Чем восприятие современного искусства у европейцев отличается от бахмутчан?
В Европе есть много людей, которые признают, что они ничего не понимают в искусстве, но они знают, что есть какой-то мир, в котором живут художники и спокойно к этому относятся. В Украине художники и поэты имеют какой-то особый статус и, видимо, люди хотят, чтобы они этому статусу соответствовали. Когда мы рисовали на Победе, ко мне несколько раз подходили люди и пытались меня поддернуть: «Ой, какая красивая мазня! А портрет сможете нарисовать?». В Германии вряд ли кто-то так скажет.
Что такое современное искусство? Как художник, что ты ждешь от зрителя и есть ли правила восприятия работы в современном искусстве?
Современное искусство – это искусство, которое делается сегодня. В принципе, оно все современно, просто есть искусство, которое придерживается ремесленических подходов. То есть работает на заказ – пишутся портреты или какие-то вещи для интерьера. Сегодня не так интересно отображать вещи, которые будут очень похожи на оригинал. Современным художникам интересно работать с вещами, которые нельзя сделать фотоаппаратом или воссоздать проектором, в живописи это, как правило, работа с цветом. Есть еще перформанс.
Правил восприятия современного искусства, наверное, нет. Главное – свобода. Ты даешь себе свободу восприятия и художнику даешь право работать так, как ему нравится, чтобы было как можно меньше рамок. Проблема начинается тогда, когда зритель начинает навязывать свое восприятие образа, и пытается убедить художника, что другое, это плохо или недостаточно хорошо, если ему не нравиться работа. Некоторые художники, поэтому не могут работать на улице, так как не готовы слушать критику. А хорошая работа в будущем, может в настоящий момент выглядеть по-дурацки, поэтому если этот процесс начнут критиковать в начале, то некоторым художникам будет тяжело.
В Бахмут «Дифузии» пригласила художница и режисер Елена Клочко. Елена родом из Бахмута, но свою профессиональную деятельность здесь начала здесь, когда вернулась после войны. Клочко куратор проекта в Украине.
В этом году резиденцию планировали проводить в Мариуполе и Краматорске, уже в Украине решили заехать в Бахмут. Для того, чтобы визит состоялся нужно было создать условия для проживания, закупить материалы. К сбору средств присоединились общественники и предприниматели. Питание взяли на себя в РЦ «Победа», кафе «Густо» и «Нью-Йорк-Стрит-Пица», с проживанием в общежитии медучилища поспособствовал горсовет, проживание также обеспечивал депутат горсовета, предприниматель Валерий Слесарев, с материалами помог Виктор Зипир и фотоцентр «Пионер», предприниматель и депутат горсовета Артем Чепурин, ГО «Бахмутська Фортеця».
Чтобы больше узнать об особенностях проекта и современного искусства, мы общались с Еленой Клочко.
Какое задание ты ставила себе, когда приглашала проект в Бахмут?
Это создание условий, вернее, начало работы по созданию условий, в которых могут существовать современные художники в нашем городе. Я хотела привлечь в город международную и уже очень популярную практику международных резиденций, найти людей и структуру, способную к подобному сотрудничеству и вовлечь этих людей в данный культурный процесс. Чтобы в дальнейшем арт-резиденции или другие события искусства и культуры могли заходить в город и проходить комфортно, с максимальной пользой как для участников и организаторов так и для жителей города.
Что по твоему удалось?
Организационная часть удалась. Для первого раза, по-моему, отлично. Накладки с проживанием – это естественные пробы, при условии, что сигнал action! был произведен во второй половине августа, так что времени на поиск бюджета практически не оставалось. Тем не менее, в городе нашлись щедрые люди и организации, которые взяли на себя питание, материалы и жилье и информационную поддержку – спасибо им огромное и восхищение! Вторая часть задачи пока остается в форме вопроса – это пространство для проведения выставок и мероприятий, связанных с демонстрацией современного искусства. Так как наш музей прежде всего исторический- это несколько иной формат и иная эстетика, нежели сегодня требует мировая практика, В этот раз в условиях короткой резиденции, когда основные усилия были брошены на создание мурала, нам хватило моей студии, но для серьезных выставок, которые на сегодняшней волне можно было бы привести в город- по-настоящему соответствующего арт-центру пространства мы не обнаружили.
Что такое современное искусство, чем работы художников из этого жанра отличаются от классического подхода? Есть ли отличия в восприятии современного искусства?
Современное искусство включает в себя многообразные художественные практики, от живописи до перформанса, от аудиоинстлляций до хеппенингов, фото, объекты и тд. Классическое искусство – это понятие и термин, уже имеющий несколько значений, поэтому если рассматривать под этим понятием реалистическую живопись, некогда исполнявшую информационную функцию(которую теперь с него сняла фотография), то современная живопись отличается от него именно тем, что не несет на себе ответственности за физическое сходство с предметом изображения.
Для меня современное искусство или актуальное искусство – это всегда новое личностное высказывание автора с помощью тех или иных средств выражения. Даже дизайн, когда он на хорошем уровне, это высказывание, связанное с продвижением человека вперед в освоении или преодолением пространства.
Своими впечатлениями поделилась участница резиденции, студентка из Берлина, фотограф Таня Грин.
Почему ты решила участвовать в этой резиденции? Существовал ли какой-то отбор?
Меня пригласил Алан, мы познакомились с ним еще в Берлине на проекте, когда дети из прифронтовой зоны приезжали в Берлин и занимались музыкой. А мне было интересно пообщаться с ними. Я уехала из Украины в 11 лет, и в этой части Украины никогда не была, мне хотелось понять, как отличается и чем похожа Донетчина от центральной Украины. Я тут нахожусь только четыре дня, увидела, что тут больше русскоязычных людей и второе, когда я ехала сюда, таксисты не знали, как найти адрес, потому что улицы поменялись.
Как в Берлине зрители воспринимают образы созданные художниками в стиле современного искусства? Если проанализировать запросы бахмутского зрителя на искусство (комментарии в Фейсбуке под постом о мурале на кинотеатре «Победа»), то часто это ожидание понятного изображения предмета, художественный образ должен быть похожим или красивее, того что видит человек.
Берлин и Бахмут сравнить очень сложно. В Берлин приезжает много разных людей, много иностранцев, туда попадает разное искусство и люди привыкли к этому. Люди понимают, что есть новые вещи, они должны быть. Кому-то все равно, кому-то очень нравится, но присутствует большая конкуренция. Там быть успешным художником очень непросто. Здесь это только начинается и есть потенциал маленького города открываться новым вещам. Это процесс и он не быстрый. Когда в Париже построили Эйфелеву башню, никто ее не любил, только 50 лет спустя она стала символом города. Люди просто будут общаться, смотреть и привыкать. Понимание того, что есть новые вещи – это и есть первый этап. Наверное, сначала, это может быть шок. Я думаю это хорошо, что есть дискуссия, людям не нравиться и они про это говорят – это самое главное, мне кажется.
В каком стиле ты работаешь? Как ты передаешь образ?
Я еще ищу свой стиль. Я занимаюсь видео и фотографией, когда-то я рисовала, но сейчас мне это не интересно. Я выбираю темы, которые меня интересуют, и пытаюсь воплотить их в образ, который трогает людей, вызывает эмоции. Для меня самое важное сегодня – вызвать эмоцию, которую человек не может понять. Последнее, видео, что я делала, вызвало у людей удовольствие, хотя оно было довольно политическое, и такой реакции не должно было быть. Чисто эстетика меня не интересует. Мне не интересно выучить какую-то технику и изобразить что-то красиво, меня честно говоря, красота не интересует вообще, а вот не красота или не типично красивые вещи мне интересны.
Что для тебя современное искусство?
Есть теория, что современное искусство началось в 1860 году когда появился экспрессионизм, может быть кто-то считает зарождением современного искусства ХХ век, когда Марсель Дюшан сделал свой «Фонтан». Я не эксперт для меня современное искусство, это, в первую очередь, отображение современной актуальной темы.
Первая арт-резиденция в Бахмуте закончилась выставкой картин в студии у Елены Клочко. Для Бахмута это новый формат, который еще будет трансформироваться, состоятся новые резиденции. Вполне возможно через некоторое время при совместных усилиях громады, общественности и бизнеса в городе появится современный арт-центр, который привнесет новую веху в культурную жизнь города и придаст городу туристической привлекательности.