Автономизация лечебных учреждений, которая в полной мере начнет реализовываться с ноября текущего года, не только расширяет функции медучреждений и дает им больше финансовых возможностей, но дает громаде возможность участвовать в распределении средств. После автономизации лечебных учреждений первое, что будет принято на сессии городского совета – состав Наблюдательного совета. Зачем это нужно и что это дает громаде, разбирались наши корреспонденты.
«Наблюдательный совет при учреждениях здравоохранения позволит создать прозрачный механизм финансирования лечебного учреждения. Громада должна принимать участие в том, какую именно услугу, она хочет получить. Может громада скажет, что нам нужно не 60 семейных врачей, а достаточно 15 докторов, и нам не нужен центр, зачем тратить деньги на управление. Или мы сократим санитарок и заключим договор с клининговой кампанией, потому что это дешевле. Или мы на свои деньги закупим медикаменты или вакцины, или оборудование», – говорит главный врач Центра первичной медико-санитарной помощи Светлана Шабалина.
Главный врач говорит, что для нее, если она останется руководить центром (при автономизации будет проходить открытый конкурс на должность руководителя) Наблюдательный совет будет первым помощником.
«В прошлом году, когда размер медицинской субвенции для первого уровня уменьшили, решение о том, как выходить из положения: какие ставки сокращать, с какими специалистами и персоналом прощаться пришлось принимать мне и моей команде. А так у нас будет возможность такие ключевые решения принимать вместе», – поясняет преимущества такой формы управления главный врач.
Таким образом нас ждет многоступенчатый контроль распределения средств в системе здравоохранения. Реформа здравоохранения, во-первых, исключает финансирование не «липовых» пациентов, на первичном уровне. Учреждение и в конечном счете врач получит деньги, только за тех пациентов, которые заключат с ним декларацию в бумажном виде и зарегистрируются в электронной системе. Эта электронная система и будет давать право Национальной службе здоровья делать оплаты медицинской услуги. Второй ступенькой контроля и распределения финансов станет Наблюдательный совет.
Медицинская субвенция – деньги громады, налогоплательщиков, и кто как не они вправе ими распоряжаться. Мы – медики только исполнители. Воплощаем то, что хочет сделать народ
В Бахмуте общественность не осталась равнодушной в вопросе реализации медреформы – проводились консультации с общественностью, прошла акция в поддержку реформы. И такую демократичную позицию руководителя «первички» также восприняли позитивно.
Представители общественных организаций, активисты и активная молодежь присоединились ко Всейукраинской акции «Година смерті».
«Громада является работодателем и заказчиком работ для исполнительных служб города. Распределение бюджетных средств должно производиться строго в соответствии с утвержденными общественностью города приоритетами. На мой взгляд, приоритет номер 1 – это безопасность, 2 – достаток, 3 – стабильность, 4 – удобства, 5 – комфорт, 6 – роскошь. Медицина в данном случае имеет приоритет № 1! Этому направлению нужно уделить особое внимание, этим направлением должны заниматься самые компетентные лица, которые только может позволить себе оплатить из бюджета громада», – считает предприниматель, член ОО «Бахмут Украинский» Виктор Зипир.
По эго мнению начинать деятельность автономного лечебного учреждения нужно с разработки стратегии.
«Эти специалисты, которые мы нанимаем в сферу здравоохранения должны провести анализ ситуации в городе и предложить громаде, ссылаясь на опыт и достижения успешных стран и учитывая местную специфику, возможные варианты организации медобслуживания в Бахмуте. А общественность должна избрать наиболее подходящий вариант, учитывая имеющиеся мощности, кадровый потенциал, а также географические особенности расположения нашего города. Наглядова рада должна выступить представителем заказчика, которая будет контролировать процесс реализации согласованного с общественностью плана работы медслужбы города», – считает предприниматель, член ОО «Бахмут Украинский» Виктор Зипир.
Для Бахмута такие наблюдательные и опекунские советы являются новой структурой. Сегодня при исполкоме Бахмутского городского совета работает только один консультативный орган куда входят представители громады (члены общественных организаций, профсоюзов, комитетов микрорайонов, обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) – это Общественный совет. Общественный совет рассматривает и вносит предложения по проектам решений, которые разрабатывают службы и управления городского совета. Консультативный орган работает на основании постановления Кабинета министров и положения, принятого на местном уровне.
В Законе Украины про автономизацию лечебных учреждений, указано, что решение о создании наблюдательного органа принимается на уровне городского совета.
«В законе прописана возможность создания наблюдательных советов, но окончательное решение принимает собственник – местный совет. Я считаю, что такая форма, совершенно верно определена законодателем, этот вопрос местного значения и его отдали на решение в громаду, а не спустили из Киева», – говорит эксперт по реформе здравоохранения Реанимационного пакета реформ Александр Ябчанка.
Положение, которое будет давать более широкие понятие о составе, процессе набора членов и дальнейшей работы также будет приниматься на местном уровне.
К перечню вопросов, входящих в компетенцию наблюдательного совета, в законе относят вопросы по соблюдению прав и обеспечению безопасности пациентов, соблюдению требований законодательства при осуществлении медицинского обслуживания населения учреждением здравоохранения, финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения.
Выдержка методических рекомендаций МОЗ к закону об автономизации медучреждений (Устав коммунального предприятия, раздел общественного контроля).
В Законе также прописано, что деятельность общественных объединений, которые могут войти в Наблюдательный совет, должна быть направлена на защиту прав в сфере здравоохранения, а также организаций, осуществляющих профессиональное самоуправление в сфере здравоохранения. В опекунский же совет могут входить меценаты, общественники и волонтеры.
По мнению Шабалиной, в Наблюдательный совет должны войти активные жители города, которые вникают в проблемы здравоохранения и желают изменить существующую систему в лучшую сторону. Наличие специального образования не обязательно, нужно будет почитать законы, вникнуть в специфику, понять требования и нормативы.
«Важно, чтобы это были не просто критиканы, которые только указывают на минусы. Хотелось бы видеть команду, которая вместе с медиками готова искать решения, разделит ответственность за их последствия», – говорит Шабалина.
Пока закон вступает в силу, принимается типовое положение на уровне Кабмина уже сейчас на сайте Центра первичной медико-санитарной помощи можно пройти анкетирование по вопросу качества медицинского обслуживания, чтобы помочь службе увидеть проблемы и повысить уровень обслуживания клиентов.
«Мы же понимаем, что после автономизации лечебных учреждений и введения принципа «деньги идут за пациентом» наши клиенты должны хотеть к нам прийти. Для этого нужно быть конкурентно способным. Залог успеха – это не только квалифицированные медики, это комфортные условия, приятный средний и младший персонал, который и в регистратуре встретит с улыбкой и все объяснит, никому не нахамит, и младший персонал, который качественно делает свою работу. Пока у нас нет Наблюдательного совета, мы собираем предложения и замечания, чтобы устранять недостатки и войти в реформу на высоком уровне», – пояснила главный врач.