Современная медицинская помощь в Эстонии – это удобная, качественная бесплатная модель здравоохранения, которая финансируется из налогов граждан. Если говорить об ”экстренке”, то это – высокотехнологичное отделение приемного покоя, система “триажа”, четыре категории вызовов скорой помощи. Как все это работает читайте в нашем материале.
Эстонская скорая помощь – один из двух основных этапов “экстренки”
Экстренная медицинская помощь в Эстонии берет свое начало еще из советского прошлого. Сейчас она разделена на два основных этапа: пригоспитальный и больничный.
Пригоспитальный этап – скорая помощь – состоит из разных бригад, в общей сложности в стране работает 102 бригады, из них шесть реанимобилей, которые выезжают на помощь сестринским и врачебным, то есть обычным бригадам. Также они транспортируют критических больных, перевозят их из маленьких в более крупные больницы.
Реанимобили укомплектованы врачами экстренной помощи или врачами анестезиологами, сестрой экстренной медицины и парамедиком за рулем, причем вся команда работает сообща!
Сестринские бригады, укомплектованы оборудованием для реанимации, для помощи при тяжелых травмах. Руководят ими медицинские сестры, которые прошли специальное обучение. Они специализируются на интенсивной терапии или анестезии. Также в команде техник экстренной медицины, и шофер.
“Около 20% бригад – это врачебные бригады – в определенной степени пережиток советского прошлого, от которого мы стараемся избавляться по нескольким причинам. К сожалению, сейчас у нас не хватает врачей экстренной медицины, поэтому часть бригад приходится укомплектовывать врачами общего профиля. В принципе, они приравниваются к сестринским и мало чем отличаются по эффективности, но требуют большего финансирования, потому как у врачей больше зарплата. В недалеком будущем будем полностью отказываться от врачебных бригад. Тем более, что сейчас в Эстонии работают такие реанимобили – как бригада “рандеву”, укомплектованные врачом и парамедиком, которые приезжают на помощь сестринской или врачебной бригадам”, – рассказывает Аркадий Попов, главный врач Центра скорой помощи в Таллине.
Больница была построена к проведению олимпиаде, которая проводилась в Эстонии. Такие типовые больницы были разбросаны по всему бывшему советскому союзу. Это одна из двух самых больших больниц в Эстонии – Таллине и Тарту.
Такая разметка на полу помогает врачам скорой помощи быстро доставлять больных в тяжелом состоянии в необходимое отделение
На маленьких эстонских островах, с малым количеством населения (Эстония – страна островов, их более 1500 – прим.редакции) также работают бригады первой помощи. Не так давно на островах совсем не было экстренной помощи и приходилось летать туда на вертолете.С 2011 года, при поддержки Департамента здоровья, там работают бригады на домашнем дежурстве. Это не медики, кто-то из них учитель, кто-то администратор гостиницы, кто-то местный спасатель, но все они прошли специальное обучение и могут оказать первую медицинскую помощь.
“Таким бригадам помогает наш проект телемедицины, в котором врач-консультант, в режиме 24/7 предоставляет медицинские консультации”, – добавляет Аркадий Попов.
Вся информация про пациента содержится в общенациональном банке данных “Е-здоровья” – там все данные, рецепты, кардиограммы, назначения, диагнозы, карты скорой помощи. Эта карта становится доступна для семейного врача.
Вызов машины скорой помощи – как долго ждать ее в Эстонии?
Центр тревоги, на которые поступают все звонки, определяет какая бригада будет выезжать на место, первично же посылают ближайшую бригаду.
Все вызова скорой помощи разделены на четыре категории: дельта – самые срочные, бригада должна быть на месте за 1 минуту, чарли – за 4 минуты, браво – не более чем два часа, альфа – все остальные. Параллельно с обычной бригадой может выезжать реанимобиль, если больной находится в тяжелом состоянии.
Неоправданные вызова присутствуют, поэтому в Эстонии взяли за пример датский мануал – который подразумевает перенаправить пациента либо к семейному врачу, либо к узкому пациенту. Также в стране работает специальный телефон для консультации (взимается небольшая плата), по которому можно получить медицинскую консультацию.
Машины оборудованы бортовым компьютером, которые через мобильную связь общаются с Центром тревоги, которых в Эстонии четыре. Такая система позволяет точно знать и видеть, где находятся машины скорой. Диспетчер посылает машину, исходя из динамического плана, ту бригаду, которая ближе всех. Также машины оборудованы государственной радиосвязью, которая будет работать даже в случае отключения всех коммерческих связей.
Госпитальная медицина – второй этап “экстренки”. Именно здесь пациенту ставят диагноз
После создания экстренной медицины, в начале 2000-х годов, систему приема больных пересмотрели.
“Оказалось очень неэффективно, когда в приемном покое только заполняли определенные бумаги, а само обследование происходило в отделении. Процесс диагностики мог затянуться от 2-х до 4-х дней, и только потом могли приступать к эффективному лечению. Поэтому приняли решение – перенять американскую модель приема больных. То есть приемное отделение перестало быть просто приемным покоем. Теперь это высокотехнологичное отделение, где происходит полная диагностика пациента. И, когда состояние больного стабилизировано, он идет либо в стационарное отделение, либо выписывается домой с амбулаторным лечением”, – рассказал Аркадий Попов.
Такое отделение укомплектовано врачами экстренной медицины, которые после основного образования (пять лет), проходят еще резидентуру – шесть лет и медицинские сестры со специальным образованием.
В экстренной медицине работает система “триажа” – сортировка пациентов на четыре экстренные категории.
Красные пациенты – самый высокий приоритете, поступают чаще всего по скорой помощи, также имеется предварительная система прибытия таких пациентов. Врачи обслуживают таких пациентов мгновенно и в течении одного часа они уже уходят на операцию.
Оранжевые пациенты – 15 минут до врача, они чаще всего оказываются в красной зоне.
Желтые пациенты – больные стабильные, люди приходят сами или приезжают на “скорой”, требуют дополнительной диагностики, могут находиться под наблюдением до 4-5 часов. За такие услуги пациенты платят 5 Евро.
Зеленые пациенты – люди, которые приходят в отделение самостоятельно. Возможности экстренной медицины в Эстонии настолько высокие, что люди легко принимают решения о самостоятельном приходе для получения таких услуг.
Одна из палат экстренной помощи
“С одной стороны в Эстонии присутствует эффективная семейная медицина, а с другой – доступная возможность получить услуги в экстренном отделении. И, к сожалению, есть перекос в сторону отделений. Люди чаще выбирают услуги экстренной помощи, и это проблема. Такая ситуация не только у нас, и в Швеции, в Дании, в Норвегии, и США. Количество посещения экстренного отделения в Эстонии доходит до 220 человек в сутки. Над решением этой проблемы мы работаем уже несколько лет. И, возможно, ключ к решению – это создание центров здоровья, которые будут укомплектованы не только семейными врачами, но и узкими специалистами, различной компьютерной диагностикой и лабораторными исследованиями,” – поделился своими мыслями главный врач Центра скорой помощи в Таллине.
“Экстренная помощь в Эстонии полностью бесплатна для пациентов. Работники “экстренки” не должны думать о деньгах когда оказывают помощь, спасают жизнь человеку – это дистанцированная тема. Нас больше волнует вопрос качества предоставляемых медицинских услуг, и на сколько наш пациент будет доволен,” – с гордостью отмечает Аркадий Попов.
Материал подготовлен по результатам учебно-ознакомительного визита украинских журналистов в Эстонии, который был организован в рамках совместного проекта Эстонского центра восточного партнерства и Украинского кризисного медиа-центра.