По истечении восьми лет зоозащитники и общественность Бахмута достигли высоких результатов в сфере гуманного отношения к бездомным животным. Работает приют, где животных кормят, лечат, стерилизуют, вакцинируют, находят дома для сотни щенков, в школах проводят “уроки доброты”. А городской совет, не взирая на принятую Программу гуманного регулированию численности бездомных животных, решил просто истребить всех собак по городу.
В 2012 году в городе начала работать Программа по гуманному регулированию численности бездомных животных. До 2016 года средства из местного бюджета на ее реализацию не выделялись, и животные стерилизовались за опекунские средства. В 2017 после пикета, когда защитники животных, общественники требовали восстановить электричество в приюте (а его не было несколько лет), в 2018 году финансирование по Программе выполнили в полном объеме.
“Пришел 2019 года, мы с нетерпением ждали начала работы по Программе. Теперь не только мы, а многие люди сами следят, составляют очереди щенков на стерилизацию. В горсовете нам ответили, что есть договор на сумму 10 тысяч гривен с местной ветеринарной клиникой. Но удалось стерилизовать только три собаки, и договор разорвали, так как работать не с плательщиками НДС коммунальному предприятию не выгодно”, – рассказывает Марина Шажко, руководитель ОО “Бахмутского общества защиты животных “ЛАДА”.
Социальные опекуны составили открытое письмо и обратились к Ивану Войтенко, директору Бахмутского комбинату коммунальных предприятий. Их заверили, что ведутся переговоры с ЧП Воротниковым, который имеет специализированное оборудование и делает стерилизацию в месте обитания животных.
“Но, позже, мы случайно узнаем, что заключен договор с ЧП Лупальцовым. Этот субъект работает не в рамках украинского законодательства, у него нет специального автотранспорта, нет соответствующего КВЕДа деятельности. Собак нельзя перевозить из одной в области в другую – они должны находится до этого семь дней на карантине, и по сути, будет происходить не стерилизация, а убийство собак! Зачем возить их в Харьковскую область, по дороге в которую многие собаки просто погибнут, если есть профессиональные ветеринары, которые делают стерилизацию по месту!”, – возмущается Марина Шажко.
Что неприятно, добавляет Марина, так то, что на встрече с Сергеем Черноиваном, начальник Управления развития городского хозяйства и капитального строительства заверял общественность о поиске исполнителя услуг в рамках закона Украины и с гуманным отношением к ним, а в результате на следующий день появляется подписанный договор с Лупальцовым.
Странно: декабрь 2019 еще не настал, а ЧП Лупальцов именно в то время зарегистрировался. Договор на Прозорро не зарегистрирован, что тоже является нарушением.
Справка: Стерилизация одной собаки у ЧП Лупальцова стоит 1680 гривен, параллельно заключается контракт с КП “Центр поводження з тваринами”, в лице руководителя Юлии Шаповаловой. И ее услуги уже составляют 500 гривен, причем решать судьбу собаки будет уже КП “Центр поводження з тваринами”, в народе называющаяся “живодерня“. Жалобу на ее действия в правоохранительные органы направлена от Департамента экологии Харьковской области.
“Что самое страшное и неприятное со стороны местного самоуправление, так это бессмысленность и глупость в их действиях. Ведь существуют законы природы: животные будут восстанавливать свою популяцию. Там, где рождалось четыре щенка, будет восемь, в город придут другие собаки – не вакцинированные, не стерилизованные. И труд зоозащитников, социальных опекунов, волонтеров, многих неравнодушных жителей Бахмута на протяжении восьми лет – кормежка, лечение, вакцинация, стерилизация, обустройство приюта, пристройство бездомышей, воспитание в детях гуманного отношения к животным – рухнет в одночасье!” – написала на своей страничке Катерина Руссо, зоозащитница.
Но общественность и зоозащитники Бахмута борятся за права бездомных животных и подключили предствителей разных организаций, причем со всей Украины.
“Я созвонилась с Сергеем Натрусом начальником Департамента экологии и окружающей среды Донецкой области, обещал разобраться и помочь, подготовила письмо к губернаторам Харьковской и Донецкой области – привлечь их внимание к проблеме. Марина Суркова, юрист Всеукраинской лиги защиты общественных организаций была в Администрации Президента и Бахмут прозвучал там с нашей ситуацией по бездомным животным”, – рассказала Марина Шажко.
За пояснениями мы обратились к Сергею Черноивану:
Кто принял решение заключить договор на вывоз животных в харьковское предприятие, и на каких основаниях?
“В 2017 г. собаки укусили 60 человек, 2018 м – 114 человек. За 5 месяцев этого года пострадали от укусов собак 49 человек, а в 2018-м за этот период – 31 человек. Депутаты тоже настаивают на вывозе животных, потому что количество животных увеличилось”.
Но какое количество из этой статистики приходится на бездомных животных неизвестно, Черноиван считает, что домашних животных не более 10%.
Осознаете Вы что животные будут уничтожены, поскольку содержать сотни животных длительное время за такие деньги просто невозможно?
“Нет. Специалисты поедут смотреть, что собой представляет харьковский приют. От стерилизации и возвращения на место проживания животное добрее не станет. Изолировать этих животных в Бахмуте не представляется возможным – у нас нет приюта”
Город выбрало гуманный способ регулирования численности бездомных животных, почему Вы отступаете от программы?
“Мы не отступаем от программы, у нас остается стерилизация-отлов-выпуск. Отлов это такое же мероприятие программы. За дальнейшую судьбу этих животных несет ответственность “Лада”. Если там и есть какие-то меры, то они гуманны. Законом допускается эвтаназия – это нормальная процедура, гуманная. И вообще, какой смысл отказываться от этого договора с харьковским исполнителем, если 100 человек против его заключения, а 130 человек, в прошлом году, покусали собаки”.
Вчера, на приеме у городского головы была Марина Шажко. Рассказала всю сложившуюся ситуацию.
“Наши требования – разорвать договор с ЧП Лупальцовым и заключить с теми исполнителями, которые работают в рамках украинского законодательства и гуманным способом”, – говорила Шажко.
Теперь зоозащитники ждут решение представителей местного самоуправления, хотя если их требования не будут выполнены, общественность будет использовать другие инструменты демократии, тем более, что есть положительный опыт пикетов прошлого года.