Все больше городов Украины вовлекают жителей в распределение бюджета. Механизм общественного бюджета работает в Полтаве, Черкассах, Суммах, в этом году подключился Львов, Винница, Краматорск. Как это работает в Польше и в Украине, чем механизм партисипативного бюджета отличается от грантовой программы Бахмутского горсовета выясняли корреспонденты «Бахмут IN.UA».
Опыт Польши
Принцип общественного бюджета предполагает участие жителей в распределении доходов громады. Задача жителей предложить интересные проекты, которые помогут обустроить городское пространство и сделать жизнь людей комфортнее. Задача муниципалитета просчитать их реальную стоимость, разместить в открытом доступе, чтобы жители методом голосования сами определили приоритетные направления, организовать информационную кампанию и реализовать, те проекты которые наберут наибольшую поддержку жителей. В Польше этот механизм работает в 180 городах.
В центре воеводства городе Ополе проживает 120 тысяч человек, бюджет города 600 миллионов злотых, бюджет участия 2,5 миллиона злотых. Это всего 0,4% от общей суммы, но за эти деньги реализовываются десятки проектов. Это и охрана животных и охрана природы, спортивные инициативы, развитие инфратсруктуры, отдельным разделом выделяются места встречи для пожилых людей.
Все желающие могут подать свою идею на рассмотрение. Нужно описать цель проекта, важность для громады и ориентировочно указать объем финансирования. После того как все проекты приняты, соответствующие службы муниципалитета делают точный расчет стоимости и выставляют проект на голосование. Отдать свои голоса можно через интернет или в специальных пунктах, которые стоят по городу. При этом общественный бюджет активно рекламируется, в прессе. Консультации можно получить в специально созданном Центре общественного доверия, который работает для налаживания контакта и организации сотрудничества власти и общественности.
Механизм постоянно дорабатывается и возможности для подачи проектов расширяются.
«Центр общественного доверия изменил понятие «жителя». Жителем Ополя мы теперь считаем не только тех кто имеет здесь прописку, но и тех кто фактически проживает в городе. Теперь студенты и другие жители громады, которые здесь не прописаны могут принимать участие во всех этих конкурсах», – говорит специалист центра Дорота Пшехович.
Специалисты центра рассказали, что с каждым годом число проектов и желающих проголосовать становится больше. В прошлом году подано 140 проектов из них реализовано 31 задание громады, в этом подано больше двухсот победители еще не определены, сейчас начнется стадия голосования. Среди исполненного в 2015-м году велосипедные дорожки, велосипеды с сидением для детей, обустройство пляжа и летней площадки для просмотров кино.
Кроме общественного бюджета у жителей Ополе есть возможность совместных проектов, в которых громада вкладывает свои личные средства или другие ресурсы в виде личного участия. Но по словам специалистов Центра это бывает рамного реже. Кроме того, в городе часть бюджета выделяют на проекты общественных организаций. В прошлом году выделили девять миллионов злотых, в этом на общественные программы будет потрачено 12 миллионов гривен.
Очень серьезную поддержку воеводство получает из Европейского бюджета. Эти деньги тратят не только на развитие инфраструктуры, но в большей степени на развитие мелкого и среднего бизнеса, развитие туристической привлекательности.
Что в Украине?
В Полтаве на днях закончился прием заявок, которых по результатам оказалось 57. Подали 35 малых и 22 больших проекта на сумму более восьми миллионов гривен. Условиями предусмотрено выделение 1,5 миллионов гривен из городского бюджета на их реализацию. При этом на реализацию малых проектов выделяют до 100 тысяч гривен, больших от 100 до 500 тысяч гривен. Большинство проектов касается создания новых или реконструкции старых спортивных площадок, поданы идеи по созданию скейт-парка, воркаут площадки, хоккейного поля.
Во Львове освоение нового пути участия граждан в местном самоуправлении только начинается. В этом году приняли соответствующее положение, в котором закреплены условия подачи, пути финансирования и форма голосования. Определено, что на этот раздел будет выделятся один процент от бюджета развития, финансироваться могут только те объекты, которые являются собственностью громады. Предложения, поданные в текущем году будут реализованы в следующем.
В Краматорске в этом году не только утвердили такую форму волеизъявления, но начали ее реализовывать. На общественный бюджет в этом году выделили один миллион гривен. Поданы проекты по благоустройству придомовых территорий, обустройству детских и спортивных площадок. Прием заявок только закончился сейчас проекты выставят на голосование. Краматорский горсовет предусмотрел софинансирование проектов, но оно не является главным фактором для их подачи.
«Предметом конкурса могут быть не только ремонт и строительство объектов социальной – школы, детсады и городской инфраструктуры – парки, скверы, дворы, но и организация общегородские мероприятия – различных фестивалей. Мы только нарабатываем опыт, в следующем году сумма будет увеличена до 1% от размера доходной части бюджета, что составит около 4,5 миллионов гривен. Мы заложили также финансирование информационной кампании и создание точек для голосования в поселках в размере 50 тысяч гривен в год. В следующем году предлагаем для поселков выделить отдельную сумму, чтобы люди из меньших населенных пунктов громады были в равных условиях при голосовании», – рассказывает один из инициаторов внедрения бюджета участия в Краматорске, координатор движения «Сильні Громади» Артем Вивдич.
Конкурс мини-грантов в Бахмуте
Сопричастность бахмутчан к распределению бюджета на сегодня реализуется конкурсом мини-гратов, который реализуется с 2012 года. Первый год реализации сумма выделенная на этот раздел была всего 10 тысяч гривен, сейчас ее подняли до 300 тысяч гривен.
Конкурс предполагает обязательное софинансирование и реализацию проекта самим инициатором. В этом то и есть основное отличие грантовой программы от бюджета участия.
По мнению начальника Управления финансов Алексея Ткаченко, грантовая программа имеет ряд преимущество общественным бюджетом, так как больше вовлекает жителей.
«Наш конкурс мини-грантов это тоже самое, что и общественный бюджет, просто метод достижения разный. Каждый совет сам решает как это будет работать. Мы выделяем 300 тысяч гривен. Депутаты решили, что для участия в распределении этих средств нужно софинансирование. Участвовать можно не только материально, но и работами. Депутаты скажут не нужно софинансирование, и будет одно и тоже. В чем суть софинансирования громады? Мы реализуем большее количество проектов и привлекаем общественность. Таким образом, люди принимают активное участие в жизни громады. Когда мы начинали, то софинансирование было не обязательным», – поясняет Ткаченко.
По мнению Ткаченко, увеличить сумму можно только при увеличении доходной части бюджета. Но принципы финансирования останутся теми же – вкладывать деньги можно только в объекты находящиеся в коммунальной собственности.
В прошлом году с помощью программы малых грантов молодежная организация “Новое измерение” реализовала проект по строительству воркаут-площадки в верхнем парке возле скейт-парка.
В отношении привлечения громады к формированию программы социально-экономического развития начальник финуправления заявил следующее:
«Выбор объектов, которые мы будем реконструировать или ремонтировать – тротуары это или детские сады, должен происходить именно административным способом. Даже если человек ходит на остановку один раз в год он будет стоять за нее горой, а ямы в моем дворе останутся самыми важными, даже если где-то в городе состояние дорожного покрытия намного хуже, я буду отстаивать свою позицию. Если отдать эти решения на усмотрения громады то победит тот, кто будет настойчивее, а не там где объективно нужно делать ремонт».
Ткаченко также считает, что хорошей возможностью участвовать в решениях местного самоуправления является механізм местных петиций, который уже несколько месяцев работает в Бахмуте.
Секретарь городского совета Светлана Кищенко говорит, что на сегодня мини-гранты это оптимальная форма участия жителей в распределении бюджета. Но при этом считает нужным более подробно изучить механизм Общественного бюджета и рассмотреть более понятный и прозрачный механизм участия граждан в процесе определения объектов под реконструкцию и ремонт, например начать с тротуаров.
Депутат городского совета Виктория Лещинер говорит, что поддержит любой еффективный механизм повышающий активность жителей и дающий возможность сделать город более комфортным.
Общественный активист Петр Тутов, оценивая важность и необходимость участия громады в решении финансовых вопросов, заявил, что в первую очередь, нужно работать над тем, чтобы механизм участия громады был прозрачным.
«Социальные мини-проекты это тоже одна из форм участия жителей в распределении финансов, но проблема в том, что конкурс мини-грантов и дальнейшее освоение средств происходит не прозрачно. Решение о том, какой проект поддержать принимает городской совет, а не жители громады. Часто возникают проблемы с выбором подрядчика, которого также могут навязать органы власти. 300 тысяч это очень мало, считаю, что в распределении бюджета громада должна принимать максимальное участие. Хотя понятно, что горсовет обладает более полной картиной по всему городу», – прокомментировал Тутов.
Руководитель движения «Сильні громади», которое занимается анализом работы местных советов в Донецкой области, аналитик Валентин Красноперов считает, что внедрение общественного бюджета это одна из стадий эволюционного процесса развития гражданского общества. Эта стадия следует после того как в городе принят статут, работают положения об общественных слушаниях, инициативах, внедрен механизм подачи элекронных петиций. И поскольку Бахмут прошел все предыдущие ступени развития у нас есть все шансы внедрить общественный бюджет./p>
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.